Ориентированность на прибыль губит качество

«Корень их проблем в том, что несколько лет назад компания была захвачена антисемейными, финансово ориентированными пиратами». Джим Пресс, бывший гендиректор североамериканского подразделения Toyota

То, что случилось с компанией Toyota, заставило меня вспомнить давний разговор с опытным автомехаником по поводу иностранных автомобилей. Я поделилась с ним неожиданным впечатлением от поездки на машине преклонного возраста, которая показалась мне очень современной, продуманной до последней детали и просто очаровала меня своим, если так можно сказать, отношением к водителю. При этом ни марка (сознательно ее не называю), ни модель не относились к числу дорогих и люксовых. «Так что вы удивляетесь? – ответил механик. – Эти машины – образец высокого инженерного искусства, не то что...» И дальше последовал целый перечень других иномарок, которых тот специалист к высокому инженерному искусству не то что не относил, но даже ему противопоставлял. Зацепило меня вот что: все до одного отрицательные примеры оказались продукцией наиболее успешных автоконцернов. Успешных с точки зрения бизнеса – прибыли, продаж, захвата новых рынков и прочей EBITDA. А высоким инженерным искусством занимался глубоко убыточный автопроизводитель, источник головной боли для своих акционеров. Его машины, даже двадцатилетнего возраста, нередко встречаются на дорогах, а продукция «успешных» вся новенькая, от нее избавляются по истечении гарантии. «Выходит, что акционеру хорошо, то клиенту – смерть?» – задумалась я. Для 18 американцев, ездивших на Toyota, так и вышло, причем в буквальном смысле. Они погибли из-за того, что компания, возможно, сэкономила на инженерах и на испытаниях и потом просто игнорировала жалобы автовладельцев, не тратясь на проверку и исправление возможных неполадок. Так эта история выглядит сейчас, но она еще не завершилась.

Рост спекулятивного капитала в мире, и особенно на развивающихся рынках, приводит к абсолютизации финансовых результатов как основной цели бизнеса, и тогда к руководству компаниями приходят «финансово ориентированные пираты». Не знаю, можно ли этому противостоять, если даже Toyota не справилась и отошла от своих принципов в угоду прибыли. А у многих ведь изначально и принципов-то нет.