Статья опубликована в № 2552 от 27.02.2010 под заголовком: Цитата недели

Ориентированность на прибыль губит качество

«Корень их проблем в том, что несколько лет назад компания была захвачена антисемейными, финансово ориентированными пиратами». Джим Пресс, бывший гендиректор североамериканского подразделения Toyota
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

То, что случилось с компанией Toyota, заставило меня вспомнить давний разговор с опытным автомехаником по поводу иностранных автомобилей. Я поделилась с ним неожиданным впечатлением от поездки на машине преклонного возраста, которая показалась мне очень современной, продуманной до последней детали и просто очаровала меня своим, если так можно сказать, отношением к водителю. При этом ни марка (сознательно ее не называю), ни модель не относились к числу дорогих и люксовых. «Так что вы удивляетесь? – ответил механик. – Эти машины – образец высокого инженерного искусства, не то что...» И дальше последовал целый перечень других иномарок, которых тот специалист к высокому инженерному искусству не то что не относил, но даже ему противопоставлял. Зацепило меня вот что: все до одного отрицательные примеры оказались продукцией наиболее успешных автоконцернов. Успешных с точки зрения бизнеса – прибыли, продаж, захвата новых рынков и прочей EBITDA. А высоким инженерным искусством занимался глубоко убыточный автопроизводитель, источник головной боли для своих акционеров. Его машины, даже двадцатилетнего возраста, нередко встречаются на дорогах, а продукция «успешных» вся новенькая, от нее избавляются по истечении гарантии. «Выходит, что акционеру хорошо, то клиенту – смерть?» – задумалась я. Для 18 американцев, ездивших на Toyota, так и вышло, причем в буквальном смысле. Они погибли из-за того, что компания, возможно, сэкономила на инженерах и на испытаниях и потом просто игнорировала жалобы автовладельцев, не тратясь на проверку и исправление возможных неполадок. Так эта история выглядит сейчас, но она еще не завершилась.

Рост спекулятивного капитала в мире, и особенно на развивающихся рынках, приводит к абсолютизации финансовых результатов как основной цели бизнеса, и тогда к руководству компаниями приходят «финансово ориентированные пираты». Не знаю, можно ли этому противостоять, если даже Toyota не справилась и отошла от своих принципов в угоду прибыли. А у многих ведь изначально и принципов-то нет.

Читать ещё
Preloader more