Частные акционеры «Норильского никеля» добегались

В «Норильском никеле» случилось что-то непонятное. На собрании акционеров в совет директоров избрали вдруг не тех, кого планировалось. Один из двух основных акционеров – UC Rusal Олега Дерипаски получила всего три места (было четыре), а менеджеры компании – целых три (было одно). В результате менеджеры вместе с директорами от второго основного акционера – «Интерроса» Владимира Потанина (у него, как и было, четыре места) – получили в совете большинство: семь мест из 13. Кроме того, в совет вообще не прошел его бывший теперь председатель Александр Волошин.

Но вот одна вещь со стороны как раз видна очень хорошо. Несколько лет назад, когда Михаил Прохоров и Потанин еще делали бизнес вместе, «Норникель» был таким – не подберу другого слова – олигархическим логовом: гендиректором был один из собственников – сам Прохоров, а председателем совета директоров – человек Потанина. Потом Прохоров с Потаниным стали разводиться, делить имущество, в компанию залезли Дерипаска и Усманов, начались козни, кадровая чехарда, недовольные стали бегать в Кремль с какими-то диковатыми предложениями объединить все и вся на базе «Норникеля» (лишь бы соседу не досталось), и было принято соломоново решение: директором стал Владимир Стржалковский, а председателем – Волошин. Ни один из них в явной форме не был связан ни с одним из акционеров. Теперь место Волошина занял еще более независимый от частных акционеров Василий Титов.

Теперь все участники процесса делают удивленные лица: как же такое произошло? UC Rusal говорит, что это заговор менеджеров: они что-то там нахимичили с голосами миноритариев, которые были поданы против Волошина. Менеджеры в ответ напоминают, что никакого голосования «против» при выборе совета вообще не предусмотрено (только «за» и кто больше наберет). «Интеррос» говорит, что он, как и планировалось, обеспечил себе своими голосами четыре места в совете, а куда подевала свои голоса UC Rusal, лучше спросить у нее. Еще есть «Металлоинвест» Алишера Усманова, у которого небольшой пакет акций. В общем, разобраться в этом клубке со стороны трудно.

Стржалковский пришел из Ростуризма, а до этого – из Петербурга, а до этого – из ленинградского КГБ. Титов – из ВТБ, а до этого – из Внешэкономбанка, а до этого – из ИТАР-ТАСС, Агентства печати «Новости» и издательства «Наука»; много лет занимался связями с общественностью. И вот получается, что одного начальника «Норильского никеля» всегда можно вызвать в Кремль, чтобы объяснить, в чем состоит государственный интерес (а это же и его интерес, правильно?), а другого и вызывать не надо – сам все понимает, одна школа. И при чем тут частные акционеры? Похоже, они добегались.