Шаг к избавлению от страха

Накануне летних каникул депутаты Госдумы преподнесли любителям акций протеста подарок: грядущее ужесточение закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Для принятия поправок в первом чтении на Охотном Ряду, говорят, появились даже многие заядлые прогульщики.

Поправки включают в перечень публичных мероприятий акции с использованием транспортных средств с обязательным уведомлением об их использовании – автомобилисты из «Свободы выбора» и «Общества синих ведерок» могут смело считать это ответом на свои акции протеста против мигалок.

Уведомлять чиновников о мероприятии теперь надо будет не позднее чем за 3 рабочих, а не 3 календарных дня, как это предусмотрено в действующей редакции закона, а организаторами акций не смогут быть люди, которых ранее штрафовали за нарушение порядка организации публичных мероприятий.

Коммунисты, оппозиционеры и правозащитники уже осудили поправки, назвав их драконовскими мерами, нацеленными на подавление протестных настроений в обществе. Понятно, что сами протестные настроения никуда не исчезнут, но власти, похоже, решили как минимум вытеснить их с улиц городов.

Результатом суживания уличного пространства борьбы является расширение пространства борьбы виртуального: народное недовольство все чаще проявляет себя в сети. Последний пример – виртуальный митинг в защиту Сергея Мохнаткина.

Местом проведения митинга стал сайт питерской газеты «Мой район». Все началось с письма читательницы, возмущенной историей человека, который случайно оказался рядом с Триумфальной площадью, где ОМОН разгонял несогласных, и, заступившись за женщину, получил два с половиной года тюрьмы.

После обсуждения с коллегами главный редактор газеты Диана Качалова призвала читателей принять участие в виртуальном митинге. Всем желающим предлагалось сфотографироваться с плакатом в защиту Мохнаткина и выслать фото на электронную почту газеты. Вскоре на сайте издания появилась необычная фотогалерея: свои портреты на фоне плакатов присылали и одиночки, и семейные пары, и сотрудники офисов в полном составе.

В акции приняли участие более 120 человек – столько фото в редакцию, по воспоминаниям Качаловой, присылали только на конкурс котов. И пусть 120 – чудовищно маленькая цифра для интернета. Важно то, что многие рядом с фотографией приписывали свои фамилии. Это редкое явление для виртуального пространства, где обычно царит анонимность, и хороший ответ тем, кто обвиняет сетевых активистов в желании скрыться за никами.

Отказ от анонимности, пожалуй, ключевой шаг в избавлении от страха. И не следует ожидать, что эта активность останется навеки в сети, отдав физическое пространство властям. Рано или поздно, набравшись смелости и уверенности, протестующие вернутся из интернета на улицы, чтобы их отвоевать у чиновников с мигалками. Те же автомобилисты и синие ведерки, против которых сейчас борются депутаты, начинались в сети, но очень скоро выехали из всемирной паутины на реальные российские дороги.