Российская бюрократия возвращает отмененные институты, не признавая ошибок

Министр финансов Алексей Кудрин пообещал за 10 лет наконец построить в России хорошие дороги. И даже придумал конкретный способ сделать это – поднять акцизы на бензин и сформировать за счет этих поступлений дорожный фонд.

А я вот вспоминаю, как в 2002 г. сидел на совещании у Кудрина по отмене налога на пользователей автодорог, где министр грозно возражал представителям Минтранса, предостерегавшим, что отмена налога лишит федеральный дорожный фонд источника поступлений. «Мы дадим вам денег из бюджета столько, сколько надо», – обещал он.

Обещал, но не дал – за последнее десятилетие вводы новых автодорог в России упали примерно в три раза по сравнению с 1990-ми гг.

Теперь ошибку исправляют. Через восемь лет. Возвращают федеральный дорожный фонд, повышают налоги для его наполнения.

Спору нет – старый дорожный налог, взимавшийся с оборота предприятий вне зависимости от финансового результата, надо было отменять. Проблема в том, что с его отменой не было придумано альтернативного механизма финансирования дорожного строительства. Итог – дорожное строительство развалилось.

Эта история – отличная иллюстрация того, из чего состояли 10 лет путинского правления. Из дурацких ошибок и исправления их через много лет путем возвращения к старым порядкам. Другая история из этой серии – переподчинение президентом Медведевым Рослесхоза напрямую правительству по итогам летних пожаров. Как хвастались в 2004 г. власти своей «административной реформой Козака», когда федеральные агентства и службы были подчинены министерствам и лишены нормотворческих и других важных функций!

Но потом только и делали, что переподчиняли их обратно правительству: таможню и службу по тарифам, Роскосмос, Росрыболовство, Росстат (с ним вообще чехарда – вытаскивали, потом засунули обратно под МЭР, но, разумеется, не навсегда). Теперь вот Рослесхоз, на очереди – Ростехнадзор (об этом объявил Путин после катастрофы на «Распадской»). Часто это происходит по горячим следам каких-либо трагических инцидентов и катастроф.

В братской могиле громких, но никуда не приведших начинаний – инвестиционный фонд имени Грефа (кто-нибудь помнит о нем?), технопарки, особые экономические зоны, программа переселения соотечественников, нацпроекты, ЕГАИС, нанотехнологии, игорные зоны, не говоря уже о помпезных проектах разнообразных «реформ».

Теперь вот у Кудрина родилась отличная идея – поднять акцизы на бензин, чтобы наконец построить в России дороги.

А у меня есть идея получше. Поменять этих ребят, которые за 10 лет перепробовали все, что можно, и теперь «возвращаются к корням», на новых. На свободных и честных выборах. А если новые ребята не справятся – и их на следующих выборах поменять. Чтобы был стимул работать как следует.

Мой способ решить проблему дорог мне кажется менее болезненным для общества, чем кудринский. Я ошибаюсь?