В повседневной жизни граждане зависят от тысяч местных начальников

На вопрос, какая власть у нас самая главная, многим людям ответ кажется само собой разумеющимся: конечно, высшая. И назвать по имени самого высшего властителя им нетрудно – Владимир Путин. В таком ответе, однако, приходится усомниться. И не потому, что Путин больше не главный. Хотя действительно сейчас по некоторым показателям из опросов «Левада-центра» Медведев стал его догонять, но более 80% россиян продолжают думать, что Путин «сохранил свое влияние на политическую жизнь России».

Итак, если приведенный ответ о главной власти не верен, может быть, у нас всем правят деньги? Олигархов в самом деле россияне ставят в иерархии власти высоко. Но все же не на самый верх. Тогда, может быть, силовики? Правдоподобно. Ведь за годы путинского президентства органы безопасности в глазах россиян совершили головокружительный взлет. Но потом их авторитет несколько снизился. Так что теперь считать, что они самые главные, не следует.

Так от кого же «в большей степени зависит положение дел в вашем городе, районе?» Ответы предусматривали отсылку к трем этажам вертикали: к федеральному верху, к уровню губернаторов и к уровню местных властей. В Москве главным оказалось не местное руководство, пусть его уровень и равен губернаторскому (опрос прошел после смены мэра, но и Лужкова при всей его популярности москвичи не числили выше президента или премьера). В столице Федерации главной считают власть федеральную (47%). Так угодно считать москвичам, но и только. Во всех прочих городах и на селе свою жизнь ставят в зависимость от федеральных властей не выше 30%, и везде это не самый частый ответ. Самым частым в крупных городах, т. е. в столицах регионов, является ответ о том, что положение дел в городе зависит более всего «от региональной власти, от губернатора» (34%). Кремль где-то там, а наш «Белый дом» – вот он. Не один раз приходилось бывать в компании чиновников в областных городах и замечать, как легко и свободомысленно они готовы поносить центральную власть, травить про нее анекдоты в присутствии гостя из столицы. О главе же своего субъекта – только по имени-отчеству и только хорошее. Понимают, из чьей руки они получают все, чем живы. Но в городах поменьше и в селе и эта власть кажется далекой. Там наиболее частым (39%) был ответ «от местных властей». Да, не от одного-двух лиц на самом верху, не от нескольких десятков региональных руководителей, а от тысяч начальников на местах зависят большинство наших граждан в своей повседневной жизни. И для них никакая это не вертикаль. Таковой она видится лишь сверху и лишь тем лицам, которым кажется, что они управляют всем, что под ними. Принцип вертикали, феодальный по своему характеру, действительно подчиняет каждому уровню нижележащий, но всего один. Недаром из опрошенных нами начальников нижнего уровня, говоря о том, кто вершит дела в городах и весях, лишь 16% вспомнили о федеральной власти.