План Собянина: что будет в графе "Стоимость"

Речь идет о сотнях миллиардов рублей — или заметно большей сумме, если документ не сделают максимально прозрачным.

Мэр Москвы Сергей Собянин опубликовал план борьбы с пробками в столице на сайте городского правительства. Комплексный план по решению проблем Московского транспортного узла представляет собой таблицу из четырех столбцов, три из которых не заполнены: это «Срок выполнения», «Ответственные» и «Стоимость, млн руб.».

О составляющих, которые входят в стоимость проекта, рассказал директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов:

Речь идет о сотнях миллиардов рублей. Но для того чтобы оценить реальную стоимость проекта – кроме прямых затрат, размер которых можно примерно рассчитать из плана, – необходимо знать еще две составляющих, однако обе они неизвестны.

Первое — не ясно, насколько будут задействованы средства бюджета Москвы и средства бюджетов других уровней, а также механизм привлечения средств частных инвесторов. Собянин пока говорил только о том, что бюджет Москвы на дорожное строительство может быть увеличен с 36 млрд до 100 млрд руб.

Второе — многочисленные косвенные затраты, которые даже сейчас очень сложно предугадать. Они связаны с эксплуатационными расходами будущих периодов и с необходимостью администрирования новых объектов и механизмов. Может быть, для этого нужно будет создавать новое министерство в рамках правительства Москвы.

Примером непрямых затрат может служить история с ликвидацией палаток. Это не только их физический снос, но и большая юридическая работа по расторжению договоров. Или, например, в плане написано про увеличение количества полос движения. Значит, возникнут вопросы отселения граждан или перемещения каких-то хозяйствующих субъектов на новые территории. Будут ли учтены эти затраты в графе «Стоимость», неизвестно. Этот план нужно максимально конкретизировать, сделать его прозрачным, иначе всегда будет соблазн вписать туда только прямые затраты без учета остальных составляющих.