Стоит ли предпринимателям судиться за снесенные ларьки

Никаких документов касательно сноса ларьков правительство Москвы не издавало. Ритейлеры начали обращаться в суд.

О решении освободить московские улицы от палаток и ларьков мэр Москвы Сергей Собянин объявил в начале ноября. Практически сразу владельцы ларьков и палаток по всей Москве начали получать от управ требования закрыть точку и вывезти имущество и сам киоск. От сноса уличных ларьков пострадал не только бизнес мелких собственников и предпринимателей, но и крупных ритейлерских сетей. В понедельник Арбитражный суд Москвы зарегистрировал семь исков от компаний группы «Маркон» (управляет сетью из 150 киосков по продаже хотдогов «Стардог!s»). В среду стало известно, что никаких документов касательно сноса ларьков правительство Москвы не издавало. Чиновники наводили порядок по устному распоряжению Собянина.

Стоит ли предпринимателям судиться за снесенные ларьки, а если стоит, то с кем?

Комментирует старший юрист ГК «Крикунов и партнеры» Олег Зайцев:

Предприниматели могут оспорить действия органов местного самоуправления сносу палаток и ларьков. Проблема в том, что при оспаривании решений или действий органов самоуправления или властей нужно доказать, что такое действие или решение действительно имело место. В том случае, если распоряжения о сносе палаток давали в устной форме, то у предпринимателей не будет возможности доказать, что такие указания действительно были. И доказать в суде противозаконность таких действий будет очень сложно. Система функционирует по принципу: нет решения — нечего оспаривать.

В том случае, если кому-то из предпринимателей был направлен подобный документ, то, соответственно, можно требовать возмещения убытков. О компенсации морального вреда в этом случае говорить нельзя, но предприниматели могут рассчитывать на возмещение неполученных доходов, расходов, связанных со сносом палатки, и всевозмож ных вытекающих отсюда транспортных и логистических расходов.

Комментирует член правления "Опоры России" Алексей Каневский:

Если сносится незаконное строение, то тут не может быть вопросов — шансов что-либо отсудить практически нет. Но если сносится то, что построено на законных основаниях, абсолютно точно надо подавать в суд, и такие заявления уже подаются. Судиться нужно, но, конечно, не с мэром, а с местными властями, с ведомствами различных управ — в зависимости от того, в каком районе находился снесенный ларек.

Вчера в мэрии был сформирован новый документ о порядке сноса незаконных строений. В нем говорится о том, что законно поставленные сооружения не будут снесены по крайней мере до истечения срока аренды. А также говорится, что если ларьки все-таки будут сноситься, то только в соответствии с четким регламентом действий, из которого должно быть понятно, как вести себя предпринимателю в этом случае, т. е. какая альтернатива предоставляется властью.

Вся эта история со сносом ларьков произошла из-за «перегибов на местах», из-за удивительной ментальности наших чиновников, которые любое решение сверху привыкли брать под козырек. Новая власть что-то сказала, поделилась мыслями вслух, а чиновник, желающий заслужить себе галочку, уже бежит впереди паровоза. К сожалению, у нас так было всегда.