Губернатор должен слышать тех, кто его ругает

В поселке Восточный Кировской области опустившийся алкоголик зарезал школьную учительницу: он вышел на улицу с ножом в поисках еды и денег, а она случайно проходила мимо с сумкой продуктов. Освещения в поселке нет – администрация экономит скудные средства местного бюджета, опорный пункт милиции работает только до 17 часов. «Скорая», как рассказывают очевидцы, долго плутала по темным улицам, прежде чем найти пострадавшую, а затем повезла ее по ухабистым дорогам в районную больницу: ведь с июля в 7,5-тысячном Восточном больше нет своего хирургического отделения. В райцентре несчастная скончалась, несмотря на все усилия врачей вернуть ее к жизни.

Эта трагедия потрясла регион не только и не столько бессмысленной жестокостью убийства – она стала олицетворением «оптимизации системы здравоохранения» в области, пилотного проекта общероссийской реформы, осуществляемого командой губернатора Никиты Белых. Идея реформы – бросить все силы и средства на развитие качественной медицины в районных больницах за счет сокращения «неэффективных» местных медпунктов и отделений – вызывает жесткую критику на местах.

В смерти учительницы оппоненты реформы увидели доказательство своей правоты: если бы в поселке не закрыли хирургическое отделение, утверждают они, пострадавшую можно было бы спасти.

Но настоящий скандал разгорелся после того, как глава департамента здравоохранения Кировской области Дмитрий Матвеев в своем блоге выложил слишком откровенный комментарий к происшествию: «Ваши предложения? Развернуть в каждой деревне, где живут потенциальные убийцы, реанимационные блоки, операционные, а также держать в постоянной готовности бригаду хирургов и анестезиологов?» Пост этот он вскоре стер, но в интернете ничто не исчезает: блогеры сохранили и распространили его слова, добавив свои комментарии: «Вот кто вы, господа электорат, – потенциальные убийцы».

После «серьезного разговора с губернатором» Матвееву пришлось объясниться: «Всех жителей в убийцы никто не записывал... Мне жаль, если мои слова кто-то неправильно понял...» Чиновник также уверял, что, даже если бы хирург в поселке был, на разворачивание операционной ушло бы больше времени, чем на доставку пациентки в район.

Не исключено, что глава департамента прав и, будь местная хирургия на месте, раненую все равно не спасли бы: ножевые ранения в область сердца иногда бывают не совместимыми с жизнью.

Но когда чиновник не слышит людей, люди в свою очередь перестают слышать чиновника. Ведь открытость власти не ограничивается ведением блога и «Твиттера»: важно уважать мнение тех, кто пишет туда гневные отповеди и часто обидно критикует.

Какими бы провинциальными ни казались московским либералам люди на местах, к их словам имеет смысл прислушаться: ведь они часть того самого гражданского общества, которое так воспевают в команде молодого губернатора. Они, возможно, не все понимают в тонкостях медицины и эффективном менеджменте, но они точно смогут указать те дороги, по которым «скорая» зимой никогда не доберется до пациента.