Феномен "новогоднего" законодательства

В конце каждого года Дума работает в стахановском режиме, чтобы успеть принять законы. Зачастую их приходится потом пересматривать. О законодательном феномене российской действительности рассказывает эксперт "Ведомостей".

Феномен «новогоднего» законодательства

8 декабря Дмитрий Медведев утвердил поправки в закон, регулирующий начисление пособий беременным и молодым мамам. Это вызвало серию общественных протестов, в том числе пикеты беременных женщин, прошедшие на этой неделе в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. В итоге в сегодняшнем выступлении перед страной президент пообещал внести новые поправки в этот закон, которые должны будут предотвратить уменьшение размера пособий для беременных. Почему законы приходится так часто править, комментирует эксперт «Ведомостей».

Дмитрий Бадовский, заместитель директора Института социальных систем:

Проблема утверждения законопроектов не менее сложная, чем беременность. Дело в том, что у нас в стране есть такой феномен, как «новогоднее законодательство». Традиционно в декабре законы начинают быстро штамповать, чтобы успеть их принять до конца года. Соответственно, это сказывается на качестве обсуждения законопроектов. Поэтому потом, в начале следующего года, возникает множество проблем с принятыми законами - они требуют поправок, изменений и т. д.

Почему депутаты так торопятся и не переносят их обсуждение и утверждение на следующий год? Все довольно просто — это увязано с бюджетной политикой, с расходами, которые закладываются в бюджет. Нужно успеть принять законы так, чтобы они вступили в действие с 1 января, чтобы соответствовать заложенным в бюджет объемам финансирования различных ведомств. Если посмотреть, на этой неделе Дума работает по-стахановски.

Описанная проблема существует давно, как минимум последние 10 лет точно. Показательный пример такого «новогоднего законодательства» - закон о монетизации льгот, который тоже был принят накануне праздников и потом вызвал большой общественный резонанс.

Другая проблема заключается в том, что на качество принятия законопректов влияет структура Думы. На качестве негативно сказывается то, что парламентское большинство автоматически голосует за все законы, которые идут от президента. То есть принятие многих законов происходит практически без обсуждения.

Третья проблема в том, что реакция общественности у нас, если и бывает, то обычно после принятия законов. Нет такой постоянной практики, чтобы общественные интересы продвигались через партии, политические обсуждения, лоббизм, в том числе и социальный, т. е. до принятия закона.

Что касается реакции самого Дмитрия Медведева, то ее быстрота объясняется тем, что затронутый вопрос находится в резонансе с повесткой дня президента. Если бы протесты касались того, что не является актуальным для него, он бы так быстро не отреагировал.