Статья опубликована в № 2772 от 18.01.2011 под заголовком: Ratio economica: Лучшая инвестиция

Чиновников надо учить на Западе

Редакционная статья Homo innovaticus на прошлой неделе раскритиковала проект стратегии Минэкономразвития «Инновационная Россия – 2020». Авторы пишут: «Степень успеха построения инновационной экономики предлагается оценивать исходя из того <...> увеличилась ли доля госслужащих, ежегодно получавших дополнительное образование за рубежом, и доля государственных руководителей, получивших высшее профессиональное образование за рубежом. Иными словами, чем больше госслужащих за наш счет съездит поучиться за границу, тем ближе инновационный рывок, считают авторы документа».

Мы не согласны с мнением редакции и согласны с мнением президента Медведева, который, выступая на Санкт-Петербургском экономическом форуме, сказал буквально следующее: «Я также дам поручение правительству о подготовке новой программы поддержки обучения российских студентов, российских специалистов за рубежом, в ведущих исследовательских университетах мира. Эта программа позволит усилить наше взаимодействие с мировой наукой, с мировым образовательным и инновационным сообществом».

Мы считаем, что увеличение доли чиновников, получивших образование за рубежом, – один из самых эффективных способов повышения качества государственного управления в современном мире. Взглянем на факты. По данным доклада Минэкономразвития, доля государственных служащих, получающих ежегодно дополнительное образование за рубежом, составляет 0,1%. Доля лиц, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы, получивших высшее профессиональное образование за рубежом, – 0,5%. «Рейтинг вузов по образованию представителей элиты государственного управления России, 2010» российского рейтингового агентства «Рейтор» дает более детальную информацию о представителях государственной элиты, получивших образование в дальнем зарубежье. Из 1227 высших чиновников лишь один получил первое высшее образование в таких университетах – Владимир Тарасов, заместитель руководителя Федерального архивного агентства, в 1979 г. окончил Берлинский университет имени Гумбольдта. Лишь три чиновника получили второе и последующее высшее образование в дальнем зарубежье – двое в Университете Дюка и один в Гарвардском университете.

Сравним российскую ситуацию с Китаем. На съезде Коммунистической партии Китая (КПК) в ноябре 2012 г. четвертое поколение китайских лидеров уступит место пятому поколению, которое будет править следующие 10 лет. Ченг Ли из Brookings Institution провел масштабное исследование пятого поколения китайских лидеров. Всего 82 лидера (15% от общего числа исследуемых) получили образование за рубежом. Из них 23 (28%) получили академическую степень, 52 (63%) учились или работали в качестве исследователей более одного года, 7 (9%) участвовали в одномесячных образовательных программах. В числе пятого поколения лидеров – 16 со степенью Ph.D. Большинство из получивших образование за рубежом учились в западных демократических странах (43% в США, 15% в Великобритании и 11% в Германии) на специальностях «экономика», «социальные науки» и «право».

Впервые в истории КПК лидеры, учившиеся в США, заняли посты в высшем руководстве. Член политбюро центрального комитета Ли Янчао закончил краткосрочную программу в Гарвардской школе государственного управления им. Кеннеди. Ван Хунин – член секретариата и руководитель Центра по изучению политики ЦК КПК – был приглашенным исследователем в Университете Айовы и Калифорнийском университете в Беркли. Министр здравоохранения Чэнь Чжу и министр науки и техники Вань Ган получили степень Ph.D; 13% руководителей министерств (министров и заместителей) и 5,8% руководителей провинций учились за рубежом. По оценкам Вань Хуиао из Brookings Institution и Center for China and Globalization, 78% ректоров университетов, 72% директоров ключевых исследовательских центров и лабораторий, 81% академиков Академии естественных наук Китая получили образование за рубежом.

В июне 2010 г. ЦК КПК и Госсоветом Китая был принят «Национальный план по развитию талантов». Одним из шести ключевых направлений развития человеческого капитала в 2010–2020 гг. станет улучшение образования политических лидеров и чиновников, включая увеличение доли чиновников, получивших образование за рубежом. По данным министерства образования Китая, к 2020 г. планируется увеличить число китайских студентов, обучающихся за рубежом, со 120 000 в год до 300 000.

Одна из лучших российских инициатив снизу последнего времени как раз касается образования за рубежом. Дискуссионный клуб «Деньги и политика» совместно с Гарвардским клубом России (это клуб российских выпускников Гарварда) разработал программу «Глобальное образование для россиян». Авторы программы отталкиваются от опыта успешных программ модернизации кадров в Китае, Турции, Бразилии и Казахстане. Они предлагают предоставлять образовательный кредит при поступлении в лучшие зарубежные университеты, обучать высокопоставленных чиновников за рубежом и выделять вакансии на госслужбе в рамках программы.

Такой кредит погашается на 50% за пять лет при возвращении в Россию и на 100% за три года при работе на госслужбе или в системе науки/образования. Авторы программы оценивают затраты на программу (обучение 10 000 россиян в академических программах, 5–10% высших чиновников на 3–6-месячных программах, привлечение 1000 человек с зарубежным образованием на государственную службу и 2000 в университеты) в 15 млрд руб. в год (менее 1% федерального образовательного бюджета России).

Насколько эффективно такое вложение денег в глобальное образование? На эту тему нет точных исследований. Тем не менее улучшение качества государственного управления можно сравнить с улучшением производительности компаний от привлечения иностранных менеджеров. Мы уже писали об исследовании американских экономистов Ариэля Бурстейна и Алекса Монге (см. статью «Иностранные головы» в номере от 16.02.2010). По их подсчетам, снятие барьеров в привлечении иностранных менеджеров приводит к увеличению ВВП на 12% – намного большему, чем увеличение ВВП от притока зарубежных инвестиций. Другими словами, вложение средств в глобальное образование российских чиновников (как, впрочем, и всех остальных россиян) в целом – одна из самых выгодных инвестиций.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать