Война для сохранения лица

Бросившись в военную операцию в Ливии для свержения надоевшего Каддафи, страны – лидеры коалиции не подумали о рисках.

Из публичных высказываний в течение того времени, что в Ливии идет вооруженный конфликт между армией и так называемыми повстанцами, можно сделать вывод, что сейчас Запад (при участии некоторых стран Востока) начинает воевать ради сохранения лица. Политические лидеры и МИДы успели не раз похоронить Каддафи, очевидно рассчитывая на столь же быструю победу оппозиции, как в Тунисе или Египте. И когда выяснилось, что оппозиция отступает, волей-неволей пришлось ей помогать. Закоперщиками выступили европейские правительства, с разной интенсивностью желающие усилить свою роль в мире, отрегулировать миграционные потоки с Ближнего Востока и решить внутренние проблемы. США оказались скорее втянуты.

Россия заняла сразу две позиции: во-первых, воздержалась от голосования в Совбезе ООН по резолюции № 1973, во-вторых, призвала отказаться от применения силы. То есть пусть коалиция повоюет, а Россия будет сокрушаться по поводу жертв среди мирного населения. Такое сохранение лица можно, наверное, назвать динамическим.

Войну в современном глобализованном мире стало развязать удивительно просто – кажется, никто не берет в расчет неоднозначные итоги югославской, иракской и афганской кампаний. Атакуя Каддафи, коалиция заступается не за население, а за повстанцев – хотя никто до сих пор толком не знает, кто они и как поведут себя в случае победы. И еще вопрос, будет ли победа: глава Комитета начальников штабов США адмирал Майкл Маллен признал, что военная операция в Ливии может перерасти в очередное тупиковое противостояние.

А как война скажется на мировой экономике, кажется, вообще никто не подумал.