Авиасалон в Жуковском: премьера и премьер

Говорят, завтра ожидается и подписание самых значимых документов: соглашение между «Аэрофлотом» и «Ростехнологиями» на поставку 50 еще несуществующих самолетов МС-21, а также – между Boeing и ВСМПО «Ависма». И что-то еще по мелочи.

«МАКС. Всегда премьера», – зазывает реклама открывающегося сегодня в Жуковском международного салона. По счету это десятый МАКС, юбилейный. А еще он совпал с такими великими датами как 100-летие российской авиации, 50-летие с момента первого полета Гагарина в космос и 75-летие беспосадочного перелета Чкалова, напоминают организаторы авиашоу (структура госкорпорации «Ростехнологии»). Звучит красиво.

Теперь про премьеру. Ее не будет. По крайней мере, в общепринятом значении – первое публичное представление чего-то нового. С этим негусто и на крупнейших международных авиасалонах мира. В 2009 г. премьерой Ле Бурже был наш региональный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), а в этом – пилотируемый лайнер, работающий на солнечной энергии, Solar Impulse.

И, тем не менее, на МАКСе будут события с заветным словом «впервые». Впервые в Жуковский прилетел самый большой в мире пассажирский самолет Airbus 380 (а на фюзеляже цифра 3 в виде «сердечка»). Впервые у нас в гостях Boeing 787 Dreamliner (долго думала, каким эпитетом наградить этот самолет, разве что «нацпроект США» - уж больно недешево обошелся этот «лайнер мечты» для Boeing и налогоплательщиков). Прибыл на авиасалон и SSJ 100. Во всех самолетах предусмотрены экскурсии. Так что сфотографироваться можно будет не только на фоне крыла, но и, возможно, в кресле капитана воздушного судна.

Самое же зрелищное – выступления пилотажных групп. Заявлены «Стрижи», «Русские витязи», «Соколы России», а также «Русь» из Вязьмы. Ровно месяц назад, 16 июля я была на Вяземском аэродроме, где и совершила первый полет на учебном военном самолете L-39. «Даже при отключенных двигателях на нем можно спокойно приземлиться», – сказал летчик-инструктор Андрей, видимо, желая меня взбодрить перед вылетом (в ответ я крепко вцепилась в ручки катапульты). Именно на этих лайнерах пилоты группы «Русь» и будут выступать.

В отличие от Ле Бурже или Фарнборо, МАКС едва ли прибылен. Наш авиасалон не так известен в мире, чтобы на него съезжались толпы любителей авиатехники, то есть на билетах и сувенирной продукции много не заработаешь. Скромнее и список участников. Выход один: брать с тех, кто согласился. Многие услуги в 2-3 раза дороже, чем во Франции, признается сотрудник иностранной компании. Аренда электрокара на четыре дня такая, что дешевле его купить, вторит сотрудник российской компании.

Впрочем, повод приехать есть. Самый главный день МАКСа – 17 августа. Завтра после обеда Жуковский посетит Владимир Путин. Пускай не премьера – зато премьер. И рекламный слоган, получается, в точку. «МАКС. Всегда [ждем] премьера». Или: «МАКС. Всегда [за] премьера»....