Статья опубликована в № 2925 от 26.08.2011 под заголовком: От редакции: Договор лучше денег

От редакции: Почему система тарифов РЖД ущербна

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

РЖД опять просит денег. Узнав, что правительство повышает тарифы на 2012 г. только на 6%, РЖД объявила, что без госсубсидий ее чистый убыток может достичь 80 млрд руб. Теперь компания просит у государства в долг 400 млрд руб.

С одной стороны, ежегодное повышение цен на услуги монополистов очень раздражает. Ни один бизнес не может рассчитывать на то, что ему гарантирован рост доходов без всяких усилий – просто потому, что правительство велело потребителям платить больше.

С другой стороны, недофинансированность железнодорожной инфраструктуры, на которую все время ссылается РЖД, – чистая правда. Если ничего не предпринимать, то через три года железнодорожный транспорт не сможет перевозить 230 млн т грузов, или 20% сегодняшней нагрузки, что ограничит рост ВВП на 1,9%, подсчитал Институт проблем естественных монополий. А дальше будет еще хуже.

Правда, все последние годы тарифы РЖД росли, а состояние инфраструктуры и подвижного состава только ухудшалось. Очевидно, что нынешняя система тарифов ущербна: потребители платят все больше, а железнодорожники жалуются все громче. Индексация тарифов происходит по принципу «издержки плюс». Из-за чего любая экономия, по сути, наказывается – поскольку изымается при индексации в следующем году. У РЖД просто нет стимулов внедрять новые технологии, экономить ресурсы и обновлять основные фонды.

Проблема и в том, что каждый год тарифы устанавливаются в ходе торга, их невозможно прогнозировать. Неопределенность очень тормозит инвестиции. В тарифах скрыто много непрозрачных затрат и разновидностей перекрестного субсидирования – фактически железнодорожный транспорт выполняет в нашей экономике функцию перераспределения доходов между отраслями и регионами, что ненормально.

Экспертная группа, корректирующая стратегию развития России до 2020 г., предлагает государству перейти с железнодорожниками на контрактную систему, что очень разумно. Соглашение должно заключаться на срок не меньше пяти лет, в нем должны быть определены темпы роста тарифов, приоритеты инвестиций, объем услуг РЖД и источники финансирования.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more