Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2925 от 26.08.2011 под заголовком: От редакции: Договор лучше денег

От редакции: Почему система тарифов РЖД ущербна

РЖД опять просит денег. Узнав, что правительство повышает тарифы на 2012 г. только на 6%, РЖД объявила, что без госсубсидий ее чистый убыток может достичь 80 млрд руб. Теперь компания просит у государства в долг 400 млрд руб.

С одной стороны, ежегодное повышение цен на услуги монополистов очень раздражает. Ни один бизнес не может рассчитывать на то, что ему гарантирован рост доходов без всяких усилий – просто потому, что правительство велело потребителям платить больше.

С другой стороны, недофинансированность железнодорожной инфраструктуры, на которую все время ссылается РЖД, – чистая правда. Если ничего не предпринимать, то через три года железнодорожный транспорт не сможет перевозить 230 млн т грузов, или 20% сегодняшней нагрузки, что ограничит рост ВВП на 1,9%, подсчитал Институт проблем естественных монополий. А дальше будет еще хуже.

Правда, все последние годы тарифы РЖД росли, а состояние инфраструктуры и подвижного состава только ухудшалось. Очевидно, что нынешняя система тарифов ущербна: потребители платят все больше, а железнодорожники жалуются все громче. Индексация тарифов происходит по принципу «издержки плюс». Из-за чего любая экономия, по сути, наказывается – поскольку изымается при индексации в следующем году. У РЖД просто нет стимулов внедрять новые технологии, экономить ресурсы и обновлять основные фонды.

Проблема и в том, что каждый год тарифы устанавливаются в ходе торга, их невозможно прогнозировать. Неопределенность очень тормозит инвестиции. В тарифах скрыто много непрозрачных затрат и разновидностей перекрестного субсидирования – фактически железнодорожный транспорт выполняет в нашей экономике функцию перераспределения доходов между отраслями и регионами, что ненормально.

Экспертная группа, корректирующая стратегию развития России до 2020 г., предлагает государству перейти с железнодорожниками на контрактную систему, что очень разумно. Соглашение должно заключаться на срок не меньше пяти лет, в нем должны быть определены темпы роста тарифов, приоритеты инвестиций, объем услуг РЖД и источники финансирования.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать