От редакции: Останется ли Кудрин

Вот и пришла долгожданная определенность: вопрос о том, кто будет новым президентом, решен. Означает ли это, что в стране возродится деловая активность? Не секрет, что уже на протяжении долгих месяцев в России не принимаются никакие серьезные решения – и бизнес, и чиновники всех уровней парализованы ожиданием. Ответом на любой вопрос служит стандартная фраза «поговорим после выборов».

Сейчас, когда имя будущего президента стало известно, очень хочется надеяться, что капиталы, выведенные из страны перед выборами, вернутся в Россию, бизнес-планы разморозятся, а реформы, отложенные до «после выборов», начнут реализовываться. Уже сегодня мы увидим реакцию рынков на эту новость.

Конечно, еще остается неясность с будущим правительством – демарш Алексея Кудрина говорит о том, что торг за место премьера далеко не окончен. Но вне зависимости от того, кто будет возглавлять правительство, он вряд ли будет делать то, что сильно противоречит убеждениям Владимира Путина. Ясно и то, что новому правительству, кто бы им ни руководил, придется работать в условиях мировой рецессии, падающих цен на нефть и дефицита бюджета.

Путин – убежденный сторонник социальной стабильности. Поэтому вряд ли нас ждет серьезное сокращение расходов бюджета на социальную поддержку, включая расходы на правоохранительные органы и армию (зарплаты силовиков – это тоже, по сути, социальные обязательства). На большое увеличение государственного долга он тоже вряд ли пойдет, поскольку очень боится зависимости от иностранных кредиторов.

Так что повышение налогов неизбежно. В своей субботней речи Путин сказал о повышении нагрузки на богатых за счет налогов на «потребление, недвижимость и имущество». Скорее всего, речь о новом налоге на недвижимость, дальнейшем повышении акцизов на табак и алкоголь. Возможно, нас ждет пересмотр налоговых режимов для сырьевых отраслей, об этом тоже упомянул Путин.

Дефицит пенсионной системы – проблема, которой неизбежно придется заниматься новому правительству. Увеличение пенсионного возраста – мера хотя и непопулярная, но к ней Путин, похоже, морально готов. А вот будет ли проведена глубокая реформа пенсионной системы – вопрос, который будет зависеть от личности нового премьера.