От редакции: Продолжат управлять вручную

Владимир Путин и Дмитрий Медведев решили поторопиться с ответом на вопрос, кто из них кем будет работать на следующий год. Обстоятельства, видимо, потребовали снять интригу. Путин выбрал самое прямолинейное решение: новую рокировку Белый дом – Кремль.

Впрочем, по косвенным признакам видно, что это простое решение в действительности не было простым. Ясно также, что оно не было единственно возможным и принималось в спешке. Трудно представить себе, что Путин и Медведев сознательно решили разозлить Алексея Кудрина. Резкое заявление последнего о нежелании работать в кабинете Медведева не оставляет сомнений, что новость о фигуре премьера застала его врасплох. Вероятно, он рассчитывал на этот пост сам (см. редакционную статью «Кредо Кудрина» от 15.09.2011). Можно заключить также, что жертвой решения о рокировке стала и партия «Правое дело». Видимо, как только было решено поставить Медведева во главе «Единой России», необходимость в какой-либо роли для «Правого дела» отпала. Управление ненужной партией было передано чиновникам администрации президента, и администрация управила, как смогла. Такова цена снятия неясностей в части верховных должностей. Значит признано, что снятие неясностей того стоило.

Вот как главное достижение съезда определила первый замруководителя фракции «Единой России» в Думе Татьяна Яковлева: «Теперь для всех стало очевидным подлинное единство, а вернее, триединство – Владимира Путина, Дмитрия Медведева и партии». А вот как о том же высказался глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике, пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая тех, которые пытаются нас учить».

Здесь можно было бы торжественно поставить точку, но окончательно взлететь в облака мешает осознание земных экономических проблем, с которыми триединому руководству придется иметь дело. Одним из ключей к решению этих проблем является как раз министр финансов Кудрин, самый высокий профессионал правительства РФ. Сегодняшняя реакция рынков на новости из России будет реакцией в равной степени и на новость о Путине – Медведеве, и на заявление Кудрина. И если первая новость – снятие краткосрочной неопределенности – должна восприниматься скорее позитивно, то новость о резкой позиции министра финансов для рынков будет скорее негативной, поскольку с его именем связаны гарантии макроэкономической стабильности в России.

Главные краткосрочные цели правящей элиты – большинство «Единой России» в новой Думе и президентство Путина – скорее всего, будут достигнуты. Об этом говорят электоральные предпочтения россиян и контроль за выборами.

Но рокировка Путина и Медведева не выдает никаких намеков на готовность решать долгосрочные проблемы.

Главный долгосрочный эффект от решения тандема логически вытекает из принципа несменяемости власти. Как написал публицист Владимир Кара-Мурза, тандем не оставляет другого способа смены власти в России, кроме тунисско-египетского.

В самом деле, после 12 лет фактического правления Владимира Путина нас, вероятно, ждут еще 12 лет правления в том же составе. Причем не важно, будут ли новые переходы из Белого дома в Кремль и обратно. Реальная смена власти при сохранении статус-кво становится невозможной.

В целом рокировка – это решение идти путем наименьшего сопротивления. Выбран вариант, видимо, наиболее удобный для двух участников дуумвирата и интересов, непосредственно зависящих от их пребывания у власти. Все остальное отодвинуто. Судя по выступлению Кудрина, на втором плане оказалась даже макроэкономика, которой раньше придавалось первостепенное значение. А интересы не придворного бизнеса и общества, по-видимому, стоят в иерархии приоритетов еще ниже.

Главная из долгосрочных задач – переход от ручного управления к институциональным механизмам. Представители тандема не терпят постоянно действующих правил. Проблемы они решают в телевизионном эфире раздачей денег и благ. Даже в существенных сферах, таких как налогообложение ключевой для бюджета нефтяной отрасли, нет определенных правил: пошлины будут меняться правительством в зависимости от конъюнктуры, что искажает долгосрочные стимулы в отрасли. Рокировка – это сигнал о том, что от ручного управления Кремль отказываться не намерен.