Алексей Никольский: Александр Анкваб

На президента Абхазии Александра Анкваба покушались уже шестой раз, но впервые покушение привело к человеческим жертвам. По тому, что известно о покушении, можно сделать вывод, что это было не запугивание, а именно попытка убийства.

Анкваб, избранный президентом Абхазии в прошлом году, в советское время дослужился до звания полковника милиции, поработал и в структурах КПСС, курировавших работу милиции, а во время грузино-абхазской войны 1992–1993 гг. был министром внутренних дел Абхазии и среди прочего занимался одним из самых сложных, но благородных дел в локальных конфликтах такого рода – обменом пленными. На выборы Анкваб шел под флагом жесткого борца с коррупцией.

Абхазские власти сообщили, что грузинского следа в покушении на Анкваба не просматривается, а о версиях расследования информировать не стали. Между тем абхазские обозреватели почти уверены, что покушение организовано местными криминально-экономическими структурами, давление на которые усилил президент Анкваб.

Какие доходные сферы могут контролироваться теневыми структурами и коррупционерами в Абхазии? Это хищение бюджетных средств (значительная часть которых – российская помощь) на разного рода строительных и других проектах, поставки щебня для сочинских строек, продажа земли и недвижимости вместе с гражданством Абхазии (продажа земли негражданам там запрещена). Но одолеть мафию в такой маленькой стране, как Абхазия, где все друг друга знают и связаны родственными или неформальными связями, сложно.

Поэтому России стоит оказать помощь не только в расследовании покушения на Анкваба, чем уже занимаются сотрудники ФСБ, но и в борьбе с местными расхитителями бюджетных средств, в том числе и российских. Конечно, эту помощь следует оказать тактично, с учетом абхазского суверенитета, но стесняться этого не стоит. В конце концов, большая часть абхазской теневой экономики так или иначе носит трансграничный характер (а граничит Абхазия только с Россией и Грузией, причем отношения с последней мало сказать плохие), поэтому наведение в этой сфере порядка невозможно без помощи российской стороны.