Константин Сонин: Демократия по-русски

В части возвращения губернаторских выборов политическая реформа, предпринятая в ответ на массовые протесты зимой 2012 г., провалилась. Формально какой-то закон был внесен в парламент и парламентом принят, но, очевидно, новая система не сможет удовлетворить граждан. Прямые выборы губернаторов – одна из тех позиций, по которым президент Путин никогда не пользовался поддержкой большинства россиян; с момента отмены выборов, о которой было объявлено восемь лет назад, большинство граждан последовательно сообщают социологам, что они считают отмену неправильной, а возвращение прямых выборов – желательным.

С «политтехнологической» точки зрения реформа провалилась тоже. Конечно, участники массовых протестов в Москве и те, кто подавляющим большинством проголосовал против «Единой России» в регионах, не являются экспертами по избирательным системам. Однако для того, чтобы увидеть, что новая система не является «выборами», не нужно быть экспертом.

Значит ли это, что никакой реальной реформы не может быть? На мой взгляд, есть вполне разумный компромисс между желанием граждан прямо выбирать руководителей регионов и страхом высшего политического руководства, связанным с тем, что может быть выбран кто-то совершенно неприемлемый. Я предлагаю поддержать вариант, сформулированный Григорием Голосовым, ведущим российским ученым-политологом из Европейского университета в Петербурге. (У него он предлагается в качестве составной части российской модели демократии, но, мне кажется, как раз реформа регионального управления может быть с легкостью выделена в отдельный проект.) Предложение такое: прямые выборы губернаторов проводятся свободно (свободное выдвижение с разумным денежным залогом), но президент имеет право уволить губернатора «в связи с утратой доверия» и назначить новые выборы.

Что будет в этом случае? Рассмотрим условный пример. Представим, что в Москве проводятся выборы губернаторов и Алексей Навальный побеждает Сергея Собянина, 65–35. Но мэр Навальный не устраивает президента Путина. Президент дожидается срока снятия (три месяца или даже месяц), увольняет Навального и назначает новые выборы. Возможно, их еще раз выиграет Навальный. Если в этот раз он победит кандидата от «Единой России» 80–20, то президенту будет труднее снять его. С другой стороны, если победа будет 55–45 (например, «Единая Россия» выставит очень конкурентоспособного кандидата), то второе снятие пройдет легче. Более того, снятия вообще могут не понадобиться. Потому что если мэр Навальный будет знать, что его можно уволить росчерком пера, то он, возможно, будет вести себя менее оппозиционно. Наконец, если известно, что если губернатора могут уволить, то у Навального может появиться конкурент в оппозиционном стане, который скажет: «Посмотрите, я не такой оппозиционер, зато если меня выберут, то не уволят».

Право на прямые выборы – то, что нужно гражданам. Право на увольнение – «страховка» для президента.