Константин Симонов: Жизнь без проклятья

Как мы уже знаем, два типа ренты мучают нас: административная и сырьевая, во многом связанные друг с другом. Возникает простой вопрос: приведет ли исчезновение этих проклятий к автоматическому появлению экономики, которую экономисты бы признали более современной и нормальной?

Это, кстати, во многом схоже с давним спором про демократию. Если режим перестанет быть столь же жестким, появится ли у нас сразу эффективное государство? Сомнения все же мелькают, тем более что либеральная часть общества никак не может решить, доросло ли большинство до принятия разумных решений на выборах или еще нет. Возьмите хотя бы недавние споры про День Победы – его пышное празднование ряд интеллектуалов объяснили тем, что государству просто приходится цепляться за эту дату. Так как после войны успехов не было, ну разве что космос. Сразу вопрос: если политическая нация не смогла за 70 лет ничего сделать, справится ли она с демократией и построит ли несырьевую модель экономики?

Впрочем, демократия – сюжет скользкий и вызывающий бурю эмоций. Да и вроде уже решили, что надо пробовать. По крайней мере, партии регистрируют почти по 10 штук в месяц, да и протесты не убывают. Будем ждать, что будет дальше. Так что вернемся лучше к экономике.

Тем более что тут ситуация будет развиваться без решений власти. Зависимость от сырьевого экспорта и вправду начнет сокращаться. Тут и встанет тот же вопрос: сразу ли появится невидимая рука рынка и точно ли расставит все по местам?

Вторая волна кризиса уже не фантазия. Сырьевые рынки и курс рубля показывают, что шторм не за горами. Но дело даже не в возможности падения цен на нефть. И в 2008 г. было понятно, что падение цен – явление временное. Коротко можно напомнить, что население планеты растет слишком быстро – как и потребление энергоносителей, легкоизвлекаемые месторождения заканчиваются, а нетрадиционные углеводороды и зеленая энергетика пока не так уж и дешевы, как многим кажется.

Вопрос на самом деле в том, способен ли будет нефтегазовый комплекс генерировать такой же поток бюджетных доходов. Ему обещают продолжение налогового маневра, а обсуждаемые льготы по шельфу касаются проектов, которые будут запущены в следующем десятилетии. Но ведь до него еще надо дожить. При этом наши нефтяные компании уже начали активно инвестировать за рубежом.

Вот тут мы и поймем, есть ли у нас чем заменить сырьевой комплекс. Проверим в деле комплекс несырьевой. Пока складывается ощущение, что он к роли станового хребта экономики не готов. И будет просить для себя немалых привилегий и тепличных условий. Посмотрите хотя бы на реакцию на вступление в ВТО.

Так что даже и не знаю, улучшит ли такое развитие событий наши позиции в рейтинге Doing Business. Где, кстати, сегодня в первых 15 лидерах есть Норвегия, Канада, Австралия и даже, страшно сказать, Саудовская Аравия.