От редакции: Новая версия «социалистической законности»

После возвращения Владимира Путина в кресло президента законодательные новации вводятся так быстро, что пока не поддаются полному осмыслению. Приняты, в частности, законы о митингах, об НКО – иностранных агентах, о вредной для детей информации, о криминализации клеветы, появились региональные законы о запрете пропаганды гомосексуализма, пленум Верховного суда запретил сопротивляться полиции; расширяется понятие государственной измены, готовятся законы о кощунстве, о волонтерах.

Точные масштабы изменений станут очевидными после того, как по новым документам появится правоприменительная практика. Но набор принятых и готовящихся к принятию документов известен, а значит, можно попробовать ответить на вопросы: а) какие проблемы президент Путин считает главными и б) как собирается их решать.

Из содержания законов видно, что проблемами сочтены следующие виды деятельности: неподконтрольная администрации президента политическая и общественная жизнь, неподконтрольный интернет, независимая пресса, интерес граждан к проведению независимых исследований и расследований деятельности чиновников и связанного с государством бизнеса, независимая волонтерская активность.

Все перечисленное – роскошь в известном смысле, но не та, к которой прибегают закомплексованные неудачники (демонстративное потребление), а та, которая дает надежду на лучшее будущее. Появление в России людей, желающих посвятить свое время и силы общему благу – признак высокой степени зрелости общества.

Конечно, в России крайне мало независимых СМИ, мало организаций, занятых защитой прав граждан и мониторингом государства и бизнеса. Люди, занятые такой деятельностью, не просто не встречают помощи со стороны государства, а сталкиваются с проблемами и преследованиями, но тем не менее такие люди есть. Этот факт позволяет нам с гордостью считать себя обществом, стремящимся к развитию.

Далеко не во всех обществах у людей есть время и силы на что-либо, кроме выживания и заботы о ближних. Исследования (например, Всемирный обзор ценностей) демонстрируют, что с ростом доходов, с приходом к активной жизни поколений, которые не росли в бедности, общество начинает меняться: оно уходит от модели выживания.

Начинают меняться и взгляды людей. Больше людей начинают высказываться в пользу частной, а не государственной собственности; люди чаще говорят о готовности помогать другим, растет терпимость к людям иных вероисповеданий, иных национальностей, иной сексуальной ориентации. Изменения такого рода социологи называют переходом от ценностей выживания к ценностям самовыражения.

В странах, где распространены ценности самовыражения, как правило, отсутствует монополия на власть одной политической силы, свободно действуют политические партии, общественные организации, проходят конкурентные выборы.

Процесс ценностного сдвига – естественный. Он связан с усложнением человеческой деятельности и общественной жизни.

Политики, находящиеся у власти, могут влиять на естественные процессы – например, могут их стимулировать. Они могут их и тормозить, но не хотят же они мешать собственному обществу развиваться?

В нашем случае хотят. Перечисленные в начале статьи документы призваны вытоптать ростки общественной самостоятельности, а людей, которыми страна может гордиться, запугать. Так что ответ на вопрос (а) таков: своей главной проблемой власть считает развитие общества.

Как власть будет решать эту проблему? Ответ на вопрос (б) таков: вооружая новыми законами «правоохранительную» систему, которая защищает не права граждан, а власть. Это не что иное, как новая версия «социалистической законности». Та существовала в СССР и защищала не права граждан, а идеологию: когда идеологи видели новые угрозы, они придумывали новые законы (например, «клевета на советский строй», «оскорбление флага или герба» и «групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок»). Была даже статья о «руководящей и направляющей силе – КПСС» (скоро что-то подобное вернется, ждите). По самой своей сути такая система не имеет отношения к защите права. Она лишь выполняет функцию защиты режима, ссылаясь на придуманные им же запреты, называемые условно «законами».