Мария Эйсмонт: Мракобесие рулит

В 25-тысячном городе Омутнинске на северо-востоке Кировской области всю прошлую неделю активно готовились к концу света: сотни людей скупали спички, свечи, соль, керосин и керосиновые лампы, а некоторые еще и макароны с консервами. Поводом для паники послужила статья в частной и самой тиражной газете «Омутнинские вести» о пророчестве тибетского монаха. Тот якобы говорил о наступлении 21 декабря темноты, «которая будет сопровождаться космическими всполохами, иллюзорными вспышками света и продлится примерно три-четыре дня», в результате чего «может погибнуть до 10% населения Земли». Желающим выжить предлагалось запастись продуктами на два месяца, взять документы и детей и выехать из городов, занавесить окна, не смотреть в них, не верить своим глазам и ушам и медитировать.

Не остановил паникующих тот факт, что статья-перепечатка появилась на последней полосе газеты под рубрикой «Отдыхай» рядом с анекдотами и на месте традиционного кроссворда. Журналисты газеты уверяют, что материал про тибетского монаха вышел «случайно», так как надо было закрыть дырку на полосе, что сами они его восприняли как шутку и такой же реакции ожидали от читателей.

Однако смеялись не все, и журналистам пришлось отвечать на десятки звонков от встревоженных, напуганных и разгневанных горожан. Они рассказывали, как плачут их дети: «Мама, я не хочу умирать!» – и как впадают в панику впечатлительные пенсионеры. Даже молодые люди, по признанию продавцов магазинов, спрашивали спички и керосиновые лампы. В редакции говорят, что осознали свою ошибку и готовят извинения.

Эта история не только об ответственности прессы, хотя, конечно, и об этом тоже. «Омутнинские вести», кстати, далеко не худший пример местной журналистики – не раз они публиковали расследования о злоупотреблениях в сфере ЖКХ, а этим летом рассказали историю семьи, которая выиграла в суде у местного завода новую квартиру, доказав, что, проживая рядом с вредным предприятием, они подвергаются воздействию ядовитого бензопирена. «После нашей статьи заводские начальники перепугались, что теперь все будут подавать в суд и выигрывать, потому что очень много людей живут в таких же условиях, – говорит директор «Омутнинских вестей» Игорь Ходырев. – Ни один не пошевелился! Им проще жить в аварийных бараках с детьми, дышать канцерогенами и умирать от рака, но покупать свечки к концу света».

Несправедливо считать Омутнинск уникальным местом процветающего мракобесия. В конце концов, если за танцы в храме «кощунницам» дают два года тюрьмы, ссылаясь на решения Трулльского и Лаодикийского соборов, если в московском суде человека упекают за решетку на 10 лет, используя в качестве доказательства показания ясновидящей (я имею в виду дело Армена Багдасаряна), если в центре Москвы маршируют ряженые казаки, а в Госдуме всерьез рассматривается введение наказания за оскорбление чувств верующих, то почему бы в депрессивном городе за 1000 км от столицы не скупать спички, опасаясь космических всполохов?