От редакции: На валютных фронтах

Новый виток валютных войн спустя всего два года после предыдущего говорит о продолжающемся мировом кризисе. Такое повторение может стать регулярным, если не будут достигнуты какие-то новые глобальные договоренности.

Каждый из ведущих мировых центробанков в последнее время работает на ослабление курса национальной валюты – держа процентные ставки на минимальном уровне, проводя разного рода эмиссионные операции вроде «количественного смягчения», прямо регулируя курс. В этом замечены ЕЦБ, ФРС, центробанки Китая, Британии, Швейцарии, Австралии, Южной Кореи, Японии. Девальвационные ходы используются как попытка стимулировать экономику страны, но в случае с мировыми резервными валютами это прямо влияет на ситуацию в странах – держателях валютных резервов; создание преференций для своих экспортеров ведет к потерям промышленников в странах-импортерах или странах-конкурентах; да и вообще, в условиях глобального либерального рынка эти решения сказываются в той или иной мере на всех участниках. Это рождает цепную реакцию ответных действий.

Войны двухлетней давности в итоге вылились в рост инфляции, а недовольные развивающиеся страны переключились на борьбу с ней. Как бы то ни было, первая волна девальваций – двухлетней давности – принесла лишь временное оживление экономической активности; после некоторого затишья началась вторая волна – или по крайней мере громкие крики о ней.

Для России главными опасностями в случае настоящей валютной войны станут рост инфляции, приток спекулятивного капитала (кстати, пока по сравнению с другими развивающимися странами он невелик) и, наоборот, отток его и рост стоимости капитала тогда, когда начнется «количественное ужесточение». Хорошо, что пока бюджет обходится без крупных заимствований.

Россия, как председатель в «двадцатке» в этом году, надеется достичь какого-то прогресса в деле согласования финансовой политики стран – эмитентов резервных валют и информирования стран – держателей резервов. Но сделать это чрезвычайно трудно, до сих пор «двадцатка» не могла справиться с протекционизмом стран-участниц, несмотря на все громкие обязательства.