От редакции: Запрет на зарубежную собственность вряд ли поможет победить коррупцию

Президентский законопроект о запрете госслужащим и их родственникам владеть заграничной недвижимостью, акциями иностранных компаний и держать деньги в зарубежных банках демонстрирует кремлевские приоритеты в кадровой и антикоррупционной политике.

Документ, направленный в Госдуму (подробнее – см. статью на стр.02), подытожил серию прошлогодних депутатских инициатив, официальной целью которых было обуздание мздоимства и контроль над доходами бюрократии. Нынешняя редакция законопроекта заставляет задуматься о целях, которые поставил перед собой Владимир Путин. Сам проект внутренне противоречив: например, в числе лиц, которым запрещено владеть зарубежными активами, не упоминаются судьи. Тем не менее судьи подлежат увольнению в случае выявления фактов владения такими активами.

Но главное – не технические ошибки, их нетрудно устранить. В законопроекте слабо проработаны механизмы проверок госслужащих и их персональная ответственность за владение запрещенными активами и недостоверные декларации. В других странах такие механизмы давно существуют – Россия могла бы у них поучиться.

В странах бывшего соцлагеря и балтийских республиках четкое антикоррупционное законодательство было одним из условий вступления в Евросоюз. В частности, в Латвии недостоверные декларации – основание для уголовного преследования чиновника. В 2011 г. бывший начальник криминально-таможенного управления Владимир Василевич поплатился за это двумя годами лишения свободы. В июне 2012 г. Бюро по борьбе с коррупцией возбудило дело против двух высокопоставленных сотрудников государственной энергокомпании – Карлиса Микельсона и Айгара Мелько.

В Словакии скандал со взятками, которые брали лидеры ряда партий, приведший в марте 2012 г. к перевыборам в парламент, начался именно с выявления недостоверных данных в декларациях политиков. Сейчас они находятся под следствием.

В президентском законопроекте двусмысленно выглядит сама процедура проверки деклараций. Начнем с того, что проверяться должна только информация правоохранительных органов, политических партий и общественных организаций (какой рынок доносов и компромата!) и федеральных СМИ. Получается, что сведения региональных газет и телекомпаний, а также расследования блогеров (например, информация о зарубежной недвижимости депутатов Владимира Пехтина и Владислава Третьяка) проверяться не будут. Не указан и алгоритм ведомственного и внешнего аудита имущества чиновника.

Похоже, что в Кремле ставят телегу впереди лошади. Эффективность борьбы с коррупцией обеспечивает не только и не столько запрет на собственность за границей, а проверка происхождения средств, на которые эту собственность приобрели. Показательно, что запретов для госслужащих на владение иностранной собственностью нет в США, Франции и Испании, зато есть в Нигерии.

Впрочем, президент и не ставит перед собой задачу победить коррупцию. Ключевые задачи, декларированные в пояснительной записке, не включают в себя борьбу с коррупцией – «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, упорядочение лоббистской деятельности, увеличение инвестирования средств в национальную экономику».

Хотя нынешняя редакция законопроекта, конечно же, облегчит точечную борьбу с назначенными коррупционерами.