Максим Товкайло: Игорь Сечин, главный управляющий ресурсами

Уже год, как Игорь Сечин формально не во власти, но влияния не утратил, а, кажется, наоборот, усилил. Должность секретаря президентской комиссии по ТЭКу дает возможность быть в курсе всех готовящихся решений в этой сфере. Недавно он принимал участие в совещании у президента Владимира Путина о создании «Российских сетей», хотя «Роснефть» вроде бы не планирует заниматься электроэнергетикой. Говорят, Сечин активно участвует в борьбе за право поставить лояльного себе человека на должность гендиректора «Россетей». Его оппонент в этой борьбе – вице-премьер Аркадий Дворкович.

Миноритарии «ТНК-BP холдинга» назвали циничным и жестким решение «Роснефти» изъять (формально – занять) у структур новой «дочки» почти все деньги. Это означает, что никаких дивидендов ТНК-BP платить не будет, хотя при прежних владельцах делала это весьма щедро. Но при госкапитализме важнее интересы государства, а не инвестора. Поэтому решение Сечина логично. «Роснефть» стала крупнейшей по добыче и запасам нефтяной компанией в мире, о чем после закрытия сделки с BP он отчитался перед Путиным.

Как и миноритарии ТНК-ВР, в роли «кинутых» оказалось и правительство. Но уже в другой истории – «Роснефтегаз» купил 0,23% «Газпрома» без согласия Белого дома (см. статью на стр. 01). Для «настоящего» Игоря Ивановича не существует обстоятельств. Точнее, существует только одно – президент. Но его о сделке он уведомил.

Покупка акций «Газпрома» показывает, что Сечин продолжает мыслить как госслужащий, хотя и руководит публичной компанией. Фактически контроль в «Газпроме» у государства был всегда, но нехватавшие 0,23% акций нервировали чиновников. Например, Сечин в 2012 г. писал тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву об этой проблеме и фактически обвинял менеджмент «Газпрома» в нежелании помочь государству вернуть контроль в монополии. Теперь Сечин может отчитаться перед президентом о выполнении поручения, которое Путин дал еще семь лет назад.

История с «Газпромом» показательная еще и с точки зрения того, что в представлении Сечина является властью. Прежде всего это возможность управлять ресурсами. Если «Роснефтегаз» не будет тратить деньги, то правительство скорее всего изымет их в бюджет. Чтобы избежать этого, «Роснефтегаз» и покупает акции «Газпрома», а также готовится потратить 76 млрд руб. на контрольный пакет в «Интер РАО» и еще 60 млрд на докапитализацию компании. Именно из-за того, что власть для Сечина материальна, он всегда будет против приватизации. Кстати, как и Путин.