Анфиса Воронина: Россия - крупнейший автомобильный рынок в Европе

Россия стала крупнейшим в Европе автомобильным рынком, обогнав Германию. Звучит впечатляюще, правда? По данным Ассоциации европейского бизнеса, в которой состоят все крупнейшие автопроизводители, в августе в России было продано 231 915 легковых и легких коммерческих автомобилей. Опубликованные парой дней раньше подсчеты отраслевого аналитического агентства «Автостат» даже оптимистичнее - 235 000-240 000 автомобилей, из них 13 000-15 000 - легких коммерческих. В Германии же, которая до сих пор была крупнейшим в Европе рынком, продажи в августе составили 214 100 (правда, без учета легких коммерческих авто), свидетельствуют данные Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA).

Такое в истории российского автомобильного рынка уже бывало, и тогда России удалось удерживать лидерство даже два месяца - в июле и августе 2008 г. Но тогда рынок рос как на дрожжах: заводы крупнейших автопроизводителей не успевали выпускать машины, дилеры популярных марок ощущали себя королями жизни, а особо предприимчивые покупатели даже зарабатывали на подходящей очереди на дефицитную модель - и казалось, что Россия вот-вот отпразднует окончательную победу, став чемпионом не месяца, а года.

Но кризис заставил забыть об эйфории тех времен надолго. В этом году российский рынок падает с марта, и, несмотря на бодрые уверения производителей и дилеров о том, что покупатели вернутся с окончанием сезона отпусков, держится он пока в первую очередь на новой госпрограмме льготного кредитования. А что Европа? Там за первые шесть месяцев года, по данным PwC, было продано 6,2 млн автомобилей - на 439 000 меньше прошлогоднего. В экономике застой, потребители экономят. В «зеленой зоне» увеличившихся продаж всего четыре страны: Британия, Бельгия, Дания и Эстония. Немецкий рынок за восемь месяцев недосчитался 7% продаж легковых авто - их было реализовано 1,97 млн (в России - 1,8 млн, с учетом LCV).

Удастся ли России закрепить чемпионство? В этом году вряд ли, утверждают участники рынка. К 2015 г. - возможно, рассчитывает PwC, но оговаривается, что потребуются стабильная экономическая ситуация, сохранение программы льготного кредитования и сбалансированное планирование продаж производителями и дилерами. Ну а пока от гонки за лидерством выигрывает разве что покупатель: часто ли вы в прежние годы видели спецпредложения на популярные модели в августе и сентябре? И возможно, их скоро станет еще больше - в августе две из трех марок «большой немецкой тройки» впервые с начала этого года ушли в минус: BMW - на 18%, Audi - на 7%.