От редакции: Кудрин и Ходорковский предупреждают о кризисе

Алексей Кудрин и Михаил Ходорковский на днях выступили с программными интервью, в которых высказались о сложившейся ситуации в стране. Оба считают ее кризисной и предлагают способы ее исправления.

Кудрин в интервью Reuters отметил, что под влиянием западных санкций и ввиду приближающихся выборов-2016 окно для проведения давно необходимых реформ захлопнулось. Но и в этой ситуации «у правительства есть существенная гибкость и запас мер, которые можно принять для реформирования». Кудрин призвал к ревизии социальных обязательств президентских указов мая 2012 г., приведших к росту расходов. Правительство уже так и поступило: в 2015 г. зарплаты бюджетников повысятся ниже реальной инфляции.

Обычно умеренный Кудрин сказал о разброде и шатаниях в элитах. Даже поддерживающие президента группы «озадачены чрезвычайно» из-за неясности дальнейшей модели политического и экономического развития. Деловые элиты «не понимают, что будет происходить с точки зрения развития нашего общества и российской экономики в ближайшие годы и какая модель в экономике и политической системе установится», отметил Кудрин и признал очевидное: он выпал из узкого круга людей, влияющих на принятие решений в России. Другие влиятельные прежде либералы, давно знакомые с Владимиром Путиным, в неформальных разговорах жалуются, что с началом крымской операции свиданий с президентом у них не было. Не по их, разумеется, инициативе. Вероятно, горечью этой утраты, невозможностью влиять на экономическую политику в стране и объясняется необычно резкий тон Кудрина.

Если Кудрин все еще готов реформировать существующую систему, то Михаил Ходорковский в интервью «Ведомостям» надеется, что его опыт кризисного менеджера пригодится уже после «смены системы». Оба отставника считают мобилизацию и изоляционизм лишь видимостью стратегии. Оба пытаются создать инфраструктуру общественных перемен, способную обеспечить ненасильственный транзит от авторитарной системы к демократической. Процесс пока не зашел глубоко, его можно остановить или хотя бы уменьшить ущерб. Только Кудрин и его Комитет гражданских инициатив пытаются выстроить трансформацию изнутри нынешнего политического строя, а Ходорковский по объективным причинам действует извне, стремясь собрать вокруг себя внесистемную оппозицию.

Слова Кудрина отражают позицию профессионалов, лишившихся возможности влиять на ситуацию в стране. Открытая критика решений власти чревата увольнением, а непубличные советы все меньше ей нужны. Однако видные фигуры из экс-чиновников не торопятся в оппозицию и не позволяют себе открыто критиковать украинскую политику России, которая привела ее к изоляции. Они надеются, что руководство страны одумается и согласится, что конфронтация и санкции нанесли экономике и финансам страны заметный урон и главная задача теперь - его минимизировать.