Статья опубликована в № 3682 от 25.09.2014 под заголовком: Компания недели: Alibaba Group

Наталья Ищенко: За что заплатили инвесторы Alibaba Group

Bloomberg

Неделю назад китайский онлайн-гигант Alibaba Group разместил акции на Нью-Йоркской фондовой бирже и привлек совместно с акционерами невиданную дотоле сумму - $25 млрд. Вся компания к концу первого дня торгов оценивалась рынком в $241 млрд, а основатель Alibaba Group Джек Ма стал богатейшим в Китае человеком с состоянием в $21,9 млрд, подсчитал Bloomberg Billionaires Index. Alibaba обошла по рыночной стоимости своих американских конкурентов Amazon.com и eBay, вместе взятых, и даже обогнала по капитализации социальную сеть Facebook.

«Мы хотим быть больше Walmart», - заявил Ма в день первых торгов. Сейчас такие заявления уже не воспринимаются как «сумасшедшие идеи» - а именно с таким отношением столкнулся Ма всего несколько лет назад, когда рассказывал о своих планах одному из топ-менеджеров крупнейшего ритейлера мира Walmart. В каждой деревне супермаркет не построить, рассуждал Ма, зато там можно выйти в интернет. Речь шла, понятно, о китайской деревне. Сейчас больше 80% оборота компании по-прежнему генерирует китайский рынок. На площадках, созданных Ма, можно приобрести практически все: одежду, обувь, мобильные буровые установки и т. д.

Бизнес Alibaba в отличие от той же Facebook начинался еще в 1990-е гг. Одна из корпоративных легенд, которую с удовольствием пересказывают сотрудники китайского онлайн-гиганта, гласит, что Ма впервые воспользовался интернетом в 1995 г. для поиска по словам «пиво» и «Китай». С тех пор Alibaba, ныне носящая титул самой дорогой компании в высокотехнологичном секторе, так и не изобрела уникальных технологий. Основные ее площадки - Alibaba.com, Taobao и Tmall - часто описываются как китайские аналоги американских Amazon и eBay, а платежная система Alipay сравнивается с PayPal.

Впрочем, Alibaba и не претендует на технологическую уникальность. Инвесторы заплатили $25 млрд не за изобретения, а за «эффект сети». Чем больше продавцов на онлайн-площадке - тем больше покупателей, чем больше покупателей - тем больше продавцов. Сама Alibaba описывала этот эффект в проспекте для инвесторов следующим образом: «Наши торговые площадки соединяются в общую систему так, что покупатели и продавцы одной площадки присутствуют и на других наших площадках. Это создает эффект сети второго порядка и еще больше укрепляет нашу экосистему».

Сейчас покупатели ежесекундно тратят на Alibaba в среднем $9368 против $3691 на Amazon и $2775 на eBay, свидетельствует статистика Business Insider Intelligence. А совокупный торговый оборот всех площадок Alibaba - $248 млрд - сопоставим с розничным рынком целой страны.

Помимо онлайн-площадок в экосистему Alibaba входят компании, работающие с инфраструктурой, оказывающие IT-услуги, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, а также платежная система, микрофинансовый бизнес и др. И, похоже, у созданной Ма структуры еще есть пространство для роста: сейчас интернетом пользуется всего 500 млн человек из 8 млрд жителей планеты, обращает он внимание инвесторов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать