Статья опубликована в № 3725 от 27.11.2014 под заголовком: От редакции: Российская болезнь

От редакции: Российская болезнь

Илья Питалев / РИА Новости

С понедельника РЖД снимает с обращения очередные 12 электропоездов «Ласточка», курсирующих в Сочинском регионе. В оригинале электрички называются Desiro (синтетическое слово, в основе которого корень со значением «желание»), а «Ласточки» производятся в Верхней Пышме концерном Siemens (известным успехами в получении российских госконтрактов) и «Синарой» Дмитрия Пумпянского. Во время и после Олимпиады «Ласточек» ходило 80, осенью более половины отменили, с 1 декабря останется 22.

Такова судьба всех «белых слонов» - крупных инфраструктурных проектов, возникших в объятой денежным жаром голове чиновников и сотрудников госкомпаний под воздействием «голландской болезни» - сильного притока сырьевой ренты.

От сокращения заметно пострадает маршрут Сочи - Красная Поляна: сейчас в каждом направлении идут четыре электрички в день. Протяженность пути - чуть менее 70 км, «Ласточка» проходит его за 73-100 минут, на отдельных участках развивая скорость до 120 км/ч (средняя более чем вдвое ниже).

Убытки от перевозки «Ласточками» в Сочи с марта по ноябрь монополия оценила более чем в 1 млрд руб. Компенсировать их должен краевой бюджет, но он больше не может. Вот как РЖД получает убытки. Билет стоит 112 руб. Но «обоснованный тариф» - фантастические 1200 руб. Ехать туда на такси одному всего в полтора раза дороже, а втроем - вдвое дешевле этого тарифа. Поездка на TGV из Лиона в Авиньон (230 км) примерно за час стоит при предварительном бронировании 15 евро, а из Берлина в Дрезден (180 км) - около 10 евро (меньше 600 руб.).

К Олимпиаде пришлось построить дорогу с шестью тоннельными комплексами в весьма гористой местности. Но проблема не в этом.

Инфраструктурные затраты в тариф не входят. Просто «Ласточки» очень дороги в обслуживании. Правительственные чиновники провели немало совещаний, взвешивая, что дешевле: отказаться от поставки РЖД еще 1200 таких вагонов (пока их 270) и заплатить неустойку или тратить на содержание этой партии по 9-17 млн руб. в расчете на один вагон. «Вагон Желание» может принести РЖД до 130 млрд руб. убытка за 15 лет эксплуатации.

Нефтегазовый бум всегда приводит к взлету внутренних цен в стране. На днях Bloomberg рассказало, как рост добычи в Канаде привел к разрухе в сельском хозяйстве: на нефтедобыче заработки на 63% выше и 72% фермеров не могут найти работников. Результат: добыча нефти за четыре года выросла на 23%, а производство мяса на минимуме с 2008 г. - задействовано всего 70% мощностей. Цена мяса за год в Канаде выросла на те же 23%. Так работает «нефтяное проклятье» - «голландская болезнь». В России все цены тоже сильно завышены относительно стран с тем же уровнем развития экономики.

Бывают и другие болезни. Луиджи Зингалес из Гарварда уверен, что главная «итальянская болезнь» - семейственность, не позволяющая наиболее достойным продвигаться по карьерной лестнице. А специфическая «российская болезнь» - гигантские, очень дорогие и заведомо неокупаемые инвестпроекты. Таких немало и в других странах, но у нас они во время высоких нефтяных цен стали любимой забавой. Пора завязывать.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать