Игорь Цуканов, Анастасия Голицына, Олег Сальманов: «В контакте» обгоняет телеканалы. Телезрители станут интернет-пользователями

Ежедневная аудитория социальной сети «В контакте» больше, чем у любого из федеральных телеканалов. Такой вывод следует из статистики «TNS Россия» за сентябрь. Самым популярным российским медиаресурсом уже довольно давно остается «Яндекс»: хотя бы раз в день на его страницы заходят 28,6 млн уникальных пользователей. Но теперь за ним следуют не телеканалы, как это было раньше, а «В контакте» (24,2 млн). Для сравнения: ежедневная аудитория «Первого канала» составила в сентябре лишь 20,3 млн пользователей, а «России 1» - 18,5 млн.

В Москве же видны признаки скорого превращения «В контакте» в абсолютного лидера среди всех медиа. Здесь TNS учитывает не только пользователей компьютеров, но и тех, кто заходит на сайты с мобильных устройств. И вот среди молодой аудитории - 12-34 года - «В контакте» превзошла по популярности даже «Яндекс», не говоря уже о телеканалах. Ясно, что аудитория со временем взрослеет, так что лидерство среди молодых пользователей дорогого стоит - в прямом смысле этого слова. Чем весомее и качественнее аудитория интернет-ресурса, тем больше готовы платить ему рекламодатели. А для «В контакте» продажа рекламы - существенная часть заработка (около 50%).

Мнение, будто бы «В контакте» объединяет преимущественно подростков (и, стало быть, сравнительно малоинтересна рекламодателям), не подтверждается фактами. Согласно статистике «В контакте», возрастная структура ее аудитории хотя и отличается от структуры населения России (в соцсети выше удельный вес 12-44-летних и ниже - 45-64-летних), но довольно близка к возрастной структуре рунета в целом.

Данные TNS позволяют поставить интересный вопрос: продолжится ли (и если да - насколько далеко зайдет) процесс превращения телезрителей в интернет-пользователей? Судя по результатам июньского опроса ФОМа, абсолютное большинство россиян - 87% - черпают информацию главным образом из ТВ. Их доля за последние четыре года практически не меняется, зато стремительно растет доля тех, для кого один из главных источников информации - интернет: с 17% в августе 2010 г. до 43% в июне 2014 г. Это уже почти половина от числа людей, доверяющих главным образом телеэкрану. Можно ли ожидать, что в перспективе - довольно отдаленной, конечно, - значительная часть сограждан мигрирует с ТВ в интернет? Почему бы и нет, тем более учитывая, что телеканалы вещают и в интернете, выбор информации в сети шире, а доступность интернета в России неуклонно растет, в том числе стараниями государства (оно финансирует проект «Ростелекома» по строительству оптоволоконных каналов связи в удаленных и труднодоступных регионах). Другое дело, что для кого-то наличие выбора - скорее проблема: чтобы узнать новости, недостаточно нажать одну кнопку («вкл./выкл.» на телевизоре); нужно совершить несколько последовательных действий.

Ну и не факт, что среди бенефициаров такого переключения аудитории (если оно состоится) будет «В контакте». Век популярности интернет-проектов бывает короток, показывают, например, судьбы Rambler и LiveJournal.