От редакции: Куба уходит к Обаме

Объявленный Бараком Обамой курс на нормализацию отношений с Кубой - сильный шаг во внутриамериканской политике и мощный символический жест в политике международной. «Нормализуя» Кубу, Америка убирает ее из собственного (и принятого в значительной части мира) списка стран-изгоев.

Окончательная отмена введенного в 1961 г. эмбарго на поставки американских товаров на Кубу и восстановление полноценных дипломатических отношений потребуют времени. Республиканцы в конгрессе могут затянуть утверждение посла на Кубе, отмечает заместитель директора Института Латинской Америки РАН Николай Калашников. Республиканцы и демократы теперь поспорят за двухмиллионную кубинскую диаспору и электоральные настроения Флориды.

Тем не менее американцам надо спешить. После того как Фидель Кастро в 2008 г. передал власть брату Раулю, в стране произошли изменения: чиновникам запретили занимать должности свыше двух сроков подряд, Кастро-младший объявил, что покинет правящий пост после 2018 г. На Кубе отменены выездные визы, простым гражданам разрешили покупать автомобили, сдавать и приватизировать жилье. Кроме того, начата выдача кредитов малому бизнесу, на остров пришли первые иностранные инвесторы из Испании, Китая и стран Латинской Америки. Куба пошла по китайскому или вьетнамскому пути, когда политический контроль компартии не препятствует либерализации экономики и развитию бизнеса. По мнению Калашникова, американские предприниматели почувствовали, что могут опоздать к приватизации кубинской собственности и возможной разработке кубинского шельфа.

Формально Вашингтон проиграл полувековую битву и идет на множество односторонних шагов навстречу Гаване. С другой стороны, после распада СССР и окончания холодной войны Куба не представляет стратегической угрозы для США. Очевидно, после ухода братьев Кастро Куба быстро вернется в орбиту американского влияния, подтверждая, что биполярный мир существует в основном в фантазиях некоторых российских политиков.

Владимир Путин был в Гаване совсем недавно, в июле, и списал 90% долга Кубы перед Россией. Разговоры о восстановлении российской военной базы в Лурдесе остались разговорами. Россия, очевидно, теряет в лице Кубы одного из немногих риторических сторонников в антиамериканизме и нынешнего партнера по изоляции. Но, возможно, мы хотим просто экономически сотрудничать с Кубой, на равных конкурируя с США, Китаем и другими? Хорошо бы так.