Рамзан Кадыров как зеркало российского федерализма

Федерализм в России существует для одного региона и одного регионального лидера

Нашумевшая перепалка Рамзана Кадырова с федеральными правоохранителями в связи с убийством в Грозном жителя республики полицейскими из Ставрополя обсуждается в основном с точки зрения колоритной фигуры самого главы Чечни: дескать, слишком много на себя берет, на кого руку поднял, доколе и т. д. Хотя угроза Кадырова «стрелять на поражение» в приезжих силовиков с точки зрения закона мало чем отличается от его же заявлений по поводу разрушения домов родственников террористов, на которые официальные российские структуры практически не отреагировали.

Но нынешний скандал еще и повод поразмышлять о российском федерализме, которого, по единодушному мнению независимых экспертов, у нас нет. Ведь о чем мечтает подавляющее большинство губернаторов?

Чтобы центр не мешал регионам жить так, как они считают правильным, и делать то, что они считают нужным: от выбора экономической стратегии до учета местных культурных особенностей. Чтобы субъектам Федерации давали зарабатывать и не забирали большую часть заработанного, а если предоставляют федеральные субсидии, то чтоб не досаждали мелочным контролем: им же на местах виднее, на что эти деньги направлять – на повышение зарплат учителям или на строительство новых школ и детсадов. Чтобы силовики хотя бы иногда советовались с региональными начальниками, а то устроят где-нибудь показательный процесс над «врагами народа», а потом местной власти отдуваться перед возмущенной общественностью и правозащитниками. А уж если бы федеральные силовики еще и согласовывали свои спецоперации и заранее сообщали, кого и где они намерены арестовать, так это вообще был бы истинный губернаторский рай – гражданин Хорошавин не даст соврать. Ну чтобы было примерно как в горячо нелюбимой тем же Кадыровым Америке, где, как хорошо знают наши кинозрители, местная полиция вообще границу штата пересечь не может.

Так вот, у Кадырова практически все это уже имеется: и денег дают, и излишним контролем не докучают, и даже силовиков от чрезмерно самостоятельных действий удерживают – тут куда типичнее не скандал с Дадаевым, а история с Русланом Геремеевым, так и не допрошенным по делу об убийстве Бориса Немцова. То есть реальный федерализм почти американского образца у нас на самом деле есть – только он существует для одного-единственного региона и одного-единственного регионального лидера. И само собой, с личного разрешения первого лица, которому одному и решать, когда это счастье закончится. Если, конечно, этот лидер не захочет пострелять на поражение в тех, кто придет выполнять указание свыше.