Как мобилизация общества увеличивает ловушку недоверия

В пожарах виноваты безответственные граждане, невиноватая власть должна их как следует наказать

Реакция россиян на природные пожары различается не только географически (мы обычно замечаем пожары, если они происходят рядом). Как выяснил ВЦИОМ, она сильно меняется со временем. Два опроса – августа 2010 г., когда горели торфяники под Москвой, и мая 2015 г., после трагических степных и лесных пожаров в Хакасии и Забайкалье, – дают сильно различающиеся оценки причин и виноватых. В 2010 г. основной причиной пожаров называли жаркую погоду (43%), безответственное отношение граждан (38%), бездействие властей набрало всего 11%, отсутствие контроля за лесами, слабость МЧС и диверсии – по 6%. В 2015 г. все более однозначно: 59% считают, что во всем виноваты граждане, 14% – погода, 11% видят диверсию, 4% – бездействие властей, 2% – отсутствие контроля, 1% – слабость МЧС.

Ответственность за распространение пожаров «на самих людей, население» опрошенные склонны были возлагать и тогда (40%), но в меньшей степени, чем сейчас (51%). Отраслевые ведомства (28 и 29%), местная власть (23 и 27%), региональная власть (14 и 16%) почти не изменили позиций в списке виноватых, а вот федеральная власть перестала отвечать за пожары (22% в 2010-м, 10% сейчас). Упала также ответственность стихии (с 13 до 6%). По 1% набрали новые подозреваемые (любопытно, что побудило ВЦИОМ включить их в опросный список): оппозиция и иностранные спецслужбы. Вина предприятий выросла с 1 до 2%. Что касается предупреждения пожаров, на первое место вышло ужесточение наказаний за разжигание костров в лесу и закрытие лесов для посещения.

Причины летних торфяных пожаров и весенних степных действительно разные. Экологи говорят, что весной главная причина – сельскохозяйственные палы травы (т. е. экономическая), которые к тому же выведены из официальной пожарной статистики (это к вопросу о контроле за лесами и силе МЧС). Безусловно, траву жгут люди, будь то сельхозработники, сами пожарные (чтобы быстро потушить и отчитаться), а то и корреспонденты центрального ТВ (ради красивой картинки), – безответственное поведение граждан налицо. Но развивать ответственность можно по-разному.

В 2010 г. борьба с подмосковными пожарами вызвала серьезный подъем гражданской активности и самоорганизации. Уровень доверия между людьми краткосрочно вырос, они готовы были действовать, брать ответственность на себя, контролировать власть, но и сотрудничать с нею. Однако с тех пор гражданское общество потерпело поражение в неравном противостоянии с властью. Теперь верховная власть (победившая внешних «врагов») выведена из-под критики граждан; сами граждане снова не доверяют друг другу и хотят, чтобы государство ограничило соседа во всем, будь то пользование лесами, искусство, бизнес или политика (социологи фиксируют рост патернализма). А еще лучше – наказало, поскольку время трудное, страна фактически на войне. Почти двухкратный рост популярности «диверсии» (до 11%) как причины пожаров не сулит нам ничего хорошего.