Мнения
Бесплатный
Андрей Синицын
Статья опубликована в № 3899 от 20.08.2015 под заголовком: От редакции: Пострадать за Россию

Гордость за страну не зависит от реальности

Почему пустые кошельки не влияют на рейтинг президента

Продолжающееся ухудшение экономической ситуации, падение доходов, рост цен все более сказываются на россиянах. Вчера ВЦИОМ опубликовал данные о том, как меняется потребительское поведение. По сравнению с январем в июле сильно выросли доли респондентов, которые полгода или больше покупают более дешевые продукты и товары (с 38 до 53%), полгода или больше отказываются от тех или иных нужных покупок (с 39 до 52%).

Впрочем, новый виток девальвации рубля в сочетании с падением цен на нефть (см. статьи на стр. 06 и 07) не вызывает у россиян большого ажиотажа. По данным ВЦИОМа, лишь 10% делают накопления в валюте. По данным ФОМа, сбережения есть у 35%, но 92% из них держат сбережения в рублях. Население предпочитает рубль и когда есть сбережения, и когда их нет. И хотя декабрьская девальвация и последующее ухудшение положения все же сказываются на финансовой грамотности россиян, большинство по-прежнему реагирует не на цену нефти или курс рубля, а на цены в магазинах и квитанциях ЖКХ. Реакция соответствующая: сокращение потребления, производство запасов. То есть привычные индивидуальные стратегии выживания.

И в самом деле, как могут граждане повлиять на цену нефти? Или политику Кремля, которая ставит экономику в зависимость от цены нефти? Им это и не нужно, пока есть гордость за страну, которая не зависит от реальности.

Очередной опрос «Левада-центра» о доверии к власти показал: только 4% уверены, что чиновники всегда говорят правду, 13% – что, как правило, не врут, 34% – что «иногда говорят правду, иногда лгут», 41% – что почти всегда лгут.

Но ладно простые граждане. Президент не знает правды!

Путин не получает полной и достоверной информации от своего окружения, по мнению 56% респондентов (в том, что получает, уверен 31%). Да, это классическая тема «хороший царь, плохие бояре». Да, подобные результаты социологами фиксируются давно. Удивительно, как рейтинг «хорошего царя» гигантски вырос при сохранении мнения о «плохих боярах». Владимир Путин, получается у граждан, поднимает Россию с колен и возвращает ей статус великой державы, не зная и половины правды о том, что в державе происходит. Вслепую практически.

Руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон говорит, что рекордные рейтинги доверия президенту на самом деле показывают лояльность России и президент в них выступает как символ. Символ не обязан быть информированным. Сама позиция «за Россию!» не соотносится с какой-либо реальностью, поэтому повлиять на нее не могут какие-то рациональные вещи, будь то мнение о лживости и вороватости бояр или осознание экономического кризиса.

Но важно, что граждане психологически готовы к кризису – то ли потому, что вместе с президентом надеются на «быстрый отскок», как в 2009-м; то ли действительно им сегодня есть за что страдать в отличие от 1991-го или 1998-го.