Yahoo может сойти со сцены

Знаменитая интернет-компания так и не создала ни одного незаменимого сервиса

Третья по размеру аудитории интернет-компания мира – Yahoo объявила, по сути дела, о том, что дни ее сочтены. Специальный комитет из независимых директоров при участии менеджмента Yahoo теперь ищет варианты выхода из постигшего компанию кризиса и уже обсуждает с потенциальными покупателями возможную продажу ее основного бизнеса. В рунете аудитория Yahoo совсем невелика, но для мирового интернет-рынка – это крах настоящего мастодонта.

15 лет назад Yahoo оказалась одним из немногих интернет-гигантов, уцелевших после того, как лопнул пузырь доткомов. К тому времени она уже успела установить отношения со многими крупными рекламодателями, и, хотя с обвалом доткомов ее выручка (на 80% состоявшая из рекламных доходов) резко упала, бизнес это не похоронило. После этого руководство Yahoo всерьез задумалось о том, чтобы найти дополнительные источники доходов. С середины 2000-х гг. компания все более явно перемещалась из технологического в медиапространство – взялась развивать видео, занялась агрегацией новостей. По итогам прошлого года 42% выручки она заработала на медийной рекламе (баннерах). Однако это не спасло ее от гигантского чистого убытка, сопоставимого по размеру с годовой выручкой ($4,36 млрд и $4,97 млрд соответственно). И очередным сокращением штата дело, очевидно, не поправить.

Набив шишки в начале 2000-х гг. и не желая больше рисковать, Yahoo все искала способы расширить поле деятельности, разложить яйца по корзинам. Но успех сопутствовал как раз непуганым новичкам, не боявшимся вложить все, что у них было, в одну-единственную бизнес-идею. И хотя по месячной аудитории Yahoo по-прежнему один из лидеров мирового интернета (люди регулярно проверяют почту, смотрят новости и т. п.), но гораздо больше времени пользователи проводят теперь на страницах Facebook, Twitter, YouTube.

Спасти Yahoo должна была Марисса Мейер. Последние три года гендиректор Yahoo много говорила о полной перестройке бизнеса, инвестициях в новые проекты, но в итоге компания так и не создала ни одного незаменимого для пользователей сервиса – такое мнение высказал гендиректор консалтинговой фирмы Palmer Advanced Media Шелли Палмер. Едва ли не самый востребованный из ее сервисов – агрегатор финансовой информации Yahoo Finance, на котором компания практически не зарабатывает, пишет он. А ничего подобного таким сервисам, как YouTube, или Gmail, или Facebook, у компании нет.

Еще одна явная ошибка Yahoo в том, что компания поздно обратила внимание на массовую миграцию интернет-пользователей на мобильные устройства. Реклама, всплывающая на экранах компьютеров, до сих пор приносит ей втрое больше доходов, чем та, которую видят владельцы мобильных устройств. Для сравнения: у Facebook на мобильную рекламу уже приходится 80% всей выручки.

В 2008 г. права купить Yahoo настойчиво добивался Microsoft. Тогда он был готов заплатить за покупку $47,5 млрд. Сейчас капитализация интернет-компании – около $29 млрд. И еще не известно, какой будет дисконт, если дело и впрямь дойдет до распродажи активов.