Yahoo уходит в прошлое

Почему одна из крупнейших мировых интернет-компаний уступила Google и Facebook

Yahoo, когда-то одна из крупнейших мировых интернет-компаний, скоро прекратит свое существование. На этой неделе о покупке основного бизнеса Yahoo за $4,83 млрд объявила Verizon Communications – самый крупный в США оператор фиксированной и мобильной связи. Если акционеры Yahoo одобрят сделку, то к 2017 г. Yahoo станет всего лишь одним из подразделений Verizon. Активы Yahoo будут объединены с бизнесом другого ветерана онлайна – AOL (с 2015 г. принадлежит Verizon). Сама Yahoo сменит название и превратится в инвестиционную компанию, у которой останутся активы, не вошедшие в сделку, – часть патентов и пакеты в Alibaba Group и Yahoo Japan.

Продажа Yahoo не стала сюрпризом – компания и ее акционеры давно пытались найти покупателя. В последние годы дела Yahoo шли неважно – компания снижала выручку, получала убытки, это сопровождалось сменой менеджеров, потерей позиций на рынке и акционерными конфликтами. Компания, до сих пор обладающая многомиллионной интернет-аудиторией, давно и прочно уступила позиции конкурентам – Google и Facebook. Почему так получилось?

Yahoo начала работать в интернете очень давно – в 1994 г., когда сам интернет был маленьким и доступным не каждому. Изначально Yahoo, как и многие первые интернет-порталы, была каталогом полезных ссылок. Это были времена, когда поиска в интернете как такового не было и каталоги были единственными проводниками в интернет-паутине. Вскоре на Yahoo появился поиск, потом – сервис электронной почты, который стал одним из самых популярных в мире. В 1996 г. компания провела успешное IPO.

Расцвет Yahoo пришелся на пик эпохи доткомов – начало 2000 г., когда капитализация компании достигала рекордных $114 млрд, а выручка – сотен миллионов долларов. Справедливости ради, Yahoo хоть и сократила капитализацию в разы, но смогла пережить крах доткомов и продолжала приносить акционерам рекламные деньги.

Свои главные сервисы Yahoo разработала не сама – для поиска лицензировались чужие технологии, которые позже покупались: основой почты Yahoo Mail стал проект Rocketmail. Такова была рыночная стратегия Yahoo – скупать популярные активы и «навешивать» их на основной бизнес. Но у Yahoo не оказалось того стержня, вокруг которого выстраивались бы купленные проекты. Это отличало ее от Google, который изначально выстраивал свой бизнес на мощной основе – технологии поиска и ее монетизации с помощью контекстной рекламы.

Yahoo хоть и занималась разработкой поиска, но упорно хотела оставаться чисто медийной компанией. В 2000 г. Yahoo на четыре года поставила поиск Google на свой портал. За это время Google нарастил долю рынка, а Yahoo перестала ассоциироваться у людей со словом «интернет-поиск». Позже компания вернулась к разработке поиска, но в 2008 г. опять отдала свою поисковую строку конкуренту – Bing от Microsoft. Не удались эксперименты Yahoo и в социальных медиа. В результате Google доминирует на мировом рынке интернет-рекламы, его догоняет Facebook, их капитализация – $515 млрд (материнской компании Google – Alphabet) и $348 млрд соответственно. А Yahoo, уходя в прошлое, продается по цене почти в 8 раз ниже своей капитализации.