Нелинейная логика Владимира Путина

Чем руководствовался президент, назначая новых полпредов и губернаторов

Масштабные кадровые перестановки прошлой недели вызвали к жизни массу конспирологических теорий, объясняющих глобальные замыслы Кремля по кардинальному переустройству власти с прицелом на президентские выборы 2018 г. Но лично мне кажется, что главный вывод из этих указов таков: если отставки чиновников еще выглядят хоть сколько-нибудь логично, то искать логику в назначениях становится все бесполезнее. Скорее наоборот: создается ощущение, что все чаще кадровые решения принимаются исходя из выбора самого нелогичного варианта.

Вот, скажем, появилась у Кремля нужда убрать с поста губернатора Севастополя Сергея Меняйло – ну не сработался человек с местными политиками, бывает. И куда же теперь пристроить бывшего замкомандующего Черноморским флотом? Может, в Калининград, в цитадель Балтийского флота, под бок к агрессивному блоку НАТО? А вот и нет: отправим-ка мы боевого адмирала полпредом в Сибирский федеральный округ. Что, вспоминается «подводная лодка в песках Каракумов»? Может, и так, зато никто ни в жизнь не догадается.

Или же калининградский губернатор Николай Цуканов. Что нужно делать с человеком, который даже в рейтингах прокремлевских экспертов не вылезает из категории «на вылет», а слухи о его неминуемой отставке появляются пару раз в год? Перевести вице-губернатором в какой-нибудь отдаленный регион или тихо пристроить в федеральные замминистры? Снова нет: давайте-ка мы пошлем этого «слабого» в полпреды в Северо-Западном округе, пусть теперь другими, не слабыми губернаторами покомандует.

А вот еще есть перспективный замминистра промышленности и торговли Дмитрий Овсянников. Пора ему расти, а тут как раз освобождается несколько губернаторских вакансий. Какую из них выбрать? Неужели Кировскую область, где он два года отработал федеральным инспектором, а потом 10 лет трудился в соседних Удмуртии и Пермском крае? Да ни в коем случае: пускай едет в Севастополь и постигает с нуля всю специфику города русских моряков.

Ну а редкие логические исключения лишь подтверждают общее правило. Скажем, нет ничего неожиданного в том, что экс-полпред на Кавказе Сергей Меликов вернулся в родные Внутренние войска, перелицованные в Национальную гвардию, а экс-полпред на Северо-Западе и выходец из ФСБ Владимир Булавин отправлен наводить конституционный порядок в Федеральной таможенной службе. Но это сферы в отличие от вышеописанных чрезвычайно ответственные, и тут экспериментировать с причинно-следственными связями Кремль, похоже, счел просто опасным.