Бердыев и его туркменский характер

Почему в России сложно раскрыться тренерскому таланту

Не могу не выразить восхищения плодами тренерской работы Курбана Бердыева – и одновременно радость, что плоды его работы не будут связаны с командой «Спартак», за которую я болею примерно с тех пор, как молодой игрок Бердыев стал играть за ашхабадский «Строитель» (он же «Копетдаг», он же «Колхозчи»). Не спартаковский он тренер, и очень хорошо, что Леониду Федуну не удалось с ним договориться. Приятна ли была бы победа «Спартака» над «Барселоной» и «Андерлехтом» – но ценой бердыевской игры? Не уверен.

Заманчиво было бы вообразить, что первые шаги Бердыева-игрока связаны с выдающимся тренером Валерием Непомнящим, некогда тренировавшим туркменские команды, но увы – они не совпали, игрок Бердыев уже отправился в Ростов.

Кроме того, тренер Бердыев, несомненно, достиг куда большего, чем тренер Непомнящий, – «Рубин» дважды был чемпионом России, и вот теперь «Ростов», серебряный призер, вышел в групповой этап Лиги чемпионов (формально, конечно, «Ростовом» руководил Дмитрий Кириченко, но, думаю, и сам новый главный тренер знает, чья в этом достижении главная заслуга).

С «Рубином» Курбан Бердыев работал 12 лет. Твердый ли характер Бердыева тому виной, или татарские начальники верили единоверцу – во всяком случае, это один из редких примеров в российском футболе, когда попечители долгое время не диктовали руководителю команды, что ей делать на поле и кого им на поле хотелось бы видеть.

Должно быть, одной из причин успеха Бердыева было его туркменское происхождение. Туркмены, как писал Туркменбаши в книге «Рухнамэ», наделены двумя добродетелями – вдохновением и цельностью; люди представляют собой ценность не сами по себе, а в составе целого; и целое – больше, чем его составляющие.

Та же, что и в «Рубине», ситуация, кажется, возникла у Бердыева и в «Ростове» – с одной стороны, говорят, опять-таки из-за его твердого характера, а с другой – из-за безрадостного материального положения команды; так что талантливый туркменский тренер был, видимо, вполне независим в своих действиях. Рискну предположить, что и другие российские тренерские дарования, возможно, раскрылись бы, если б в футбольных клубах исповедовалось невмешательство в тренерские дела. Но в России так не принято: начальник, он же и владелец, все понимает в том деле, которым руководит, то есть владеет, и с этим советским наследием уже ничего сделать не удалось. Оно снова торжествует – за редчайшими исключениями.