Статья опубликована в № 4209 от 23.11.2016 под заголовком: От редакции: Сияющие горизонты

Сияющие горизонты

Почему Россия живет только от выборов до выборов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Сегодня важнейшим для России является 2018 год. Не потому, что страна примет чемпионат мира по футболу, а потому, что 2018 год является ближайшим горизонтом планирования.

Во вторник стало известно, что Минфин готов вернуться к обсуждению налогового маневра после 2018 г. (см. статью на стр. 04). Примерно о том же Антон Силуанов говорил 17 ноября в Госдуме, отвечая на вопрос о прогрессивной шкале НДФЛ: «Этот вопрос может быть рассмотрен где-то после 2018 г., когда стабилизируется экономическая ситуация». Мораторий на повышение налогов, обещанный Владимиром Путиным, тоже ориентирован на 2018 г. (до 2019 г.). Вице-премьер Ольга Голодец обещала до 2018 г. не повышать пенсионный возраст.

В самом общем виде до 2018 г. отложены надежды на какие-либо реформы – этот год и в календаре у системных либералов. Разве что Алексей Кудрин раньше предлагал как бы приблизить 2018 г., перенеся президентские выборы (на которых понятно, кто победит) и начав реформы побыстрее (сейчас уже не предлагает).

Да, это привычная для России практика – раньше горизонты виднелись в 2012, 2008, 2004 гг. И горизонты помельче, не такие красивые, в 2016, 2011, 2007 гг. – в годы выборов Думы. У нас считается, что перед выборами резких движений делать нельзя, а после выборов возникает окно для реформ. Реформы эти, как показывает опыт, все равно не происходят. Но почему же мы так зависим от выборов в экономическом планировании и практике, если их результат вроде бы всегда предрешен?

Демократия в принципе неудобна для крупных реформ из-за политических бизнес-циклов, связанных с выборами, и разделения властей, позволяющего блокировать решения. У автократий есть свои препятствия. Но хуже всего проводить реформы в электоральных автократиях, пишет политолог Владимир Гельман, здесь к политическим бизнес-циклам и коалициям соискателей ренты добавляется политизированный контроль государства над экономикой и силовым аппаратом, а патронат элит и масс в сочетании с покупкой их лояльности задает стимулы, не способствующие успеху реформ.

Чрезвычайная централизация управления и его ручной характер приводят к тому, что правительство пытается выполнять противоречивые поручения президента, перед которым стоят противоречивые задачи: вроде бы и надо проводить реформы, но одновременно нужно сохранять баланс внутри своей «выигрышной коалиции». И привычка к высокому рейтингу работает негативно: малейшее его снижение выглядит угрозой.

Читать ещё
Preloader more