Есть ли жизнь без интернета

Большинство пользователей интернета в России считают, что смогут обойтись и без глобальной сети

Глубина проникновения интернета в 2017 г. в России после остановки в 2016 г. снова растет: ежедневно, по разным данным, интернетом пользуется больше 60% жителей страны. Но значительная часть интернет-пользователей в России, оказывается, считает, что вполне сможет без него обойтись. Как следует из результатов апрельского опроса ВЦИОМа, больше половины тех, кто выходит в сеть хотя бы раз в полгода, считает, что их жизнь никак или практически никак не изменится, если из нее полностью исчезнет интернет, а еще 39% регулярных пользователей уверено, что жизнь их, конечно, изменится, но к этим изменениям они смогут приспособиться. Итого в пересчете на всех жителей России только для одного из каждых 16 жизнь без интернета практически невозможна.

По данным MediaScope за декабрь 2017 г., в среднем каждый пользователь в возрасте от 12 до 64 лет проводит в интернете почти 2 часа ежедневно – и это только за десктопами, без учета мобильного доступа. Несмотря на такой высокий уровень зависимости от сети, 18% пользователей минимум раз в неделю добровольно отказывается от пользования интернетом. Как минимум раз в месяц устраивает себе сетевой детокс еще 15%, раз в полгода или реже по собственному желанию отключается от сети 12%. Зачем? Такой отдых полезен, уверено три четверти опрошенных: психологи говорят об эффекте эмоциональной разгрузки. Чаще всего о необходимости интернет-каникул упоминали жители сел и малых городов, в столицах и городах-миллионниках это менее популярная версия – сказывается привычка быть всегда на связи, о важности которой заявил каждый четвертый житель Москвы и Петербурга.

По собственной инициативе ни разу не отлучала себя от сети половина пользователей (реже других такой ответ выбрали интернет-серферы в возрасте 18–24 лет – таких там чуть больше трети, а чаще обычного, 57%, – пенсионеры). Куда чаще люди остаются без доступа в сеть не по своей воле: самая большая группа – 51% опрошенных – сообщила, что это случалось с ними несколько раз за последний год, период вне доступа составил больше суток или даже больше. И мало кто расстроился: 83% добровольно или невольно отлученных сообщило, что никаких особых ощущений это у них не вызвало, еще 7% даже обрадовалось или просто расслабилось. О тревоге или подавленности – типичном проявлении зависимости – заявило только 8% респондентов.

Любопытно, как эти данные сопрягаются с результатами другого опроса ВЦИОМа – о том, полезно или вредно для общества развитие интернета как глобальной сети. Если в 2000 г. те, кто считал это полезным, были в очевидном большинстве (64%), то к 2013 г. их доля сократилась до простого большинства (53%), а сейчас они и вовсе в меньшинстве (46%). Каждый третий полагает, что для общей пользы хорошо было бы ограничить интернет физическим пространством или только России, или России и ее партнеров (чаще других называли Китай и Белоруссию): психологическому комфорту самоотлучения не помешает и геополитический комфорт самоограничения.