За честные выборы хотя бы для детей

Институты выборов и репутаций работают, если задеты бизнес-интересы и задеты дети

Россия подтверждает образ страны, где привычные институты выборов и репутаций работают крайне избирательно, когда нарушение правил задевает не только чувства многих людей, но и бизнес-интересы влиятельных компаний.

В субботу «Первый канал» заявил о намерении проверить результаты голосования в финале конкурса «Голос. Дети» из-за «некоторой аномальности»: количество звонков и sms (платных) в поддержку одного из участников существенно превысило поддержку других конкурсантов. Заявление стало ответом на поднявшуюся в соцсетях волну недовольства итогами шоу, в котором с внушительным отрывом победила 10-летняя Микелла Абрамова, дочь певицы Алсу и бизнесмена Яна Абрамова и внучка Ралифа Сафина, бывшего вице-президента «Лукойла» и экс-сенатора от Башкирии. Соцсети бурлили: появлялись сообщения о различных методах накрутки голосов в пользу Абрамовой, ставилась под сомнение честность устроителей конкурса, пользователи ругали известных родителей за «помощь» дочери. Результат удивил и многих звезд шоу-бизнеса.

Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст подтвердил, что «такого разрыва между участниками, пожалуй, не было никогда», заявил, что не может позволить бросить тень на честность конкурса, и допустил вероятность смены системы голосования.

Реакция на итоги телешоу многое говорит о настроениях в обществе – показательно, что поводом вновь вступиться за честность и чистоту голосования стало популярное телешоу с участием детей. Россиян уже сложно удивить большим числом детей высшей бюрократии на важных постах в госаппарате и хлебных должностях в крупных компаниях, привыкли они и к «волшебству» выдвижения кандидатов и к до сих пор встречающимся аномалиям голосования на выборах. Но это особенности мира взрослых, другое дело – распространение этих практик на мир детей, не испорченных цинизмом и чутких к проявлениям несправедливости. «Так дети узнают, что такое коррупция», «Будьте справедливыми хотя бы с детьми», «Как объяснить детям, почему побеждает не лучший, но богатый» – такие гневные посты десятками оставляли зрители шоу. Частое резюме – «Я вам больше не верю, шоу смотреть не буду».

Стремление руководства «Первого канала» защитить репутацию шоу и исправить недостатки голосования понятно: если зрители разочаруются в его честности, интерес к «Голосу» снизится, а телекомпания потеряет часть рекламных доходов. Но тогда получается, что часть высшей бюрократии не считает недостатки отечественной избирательной системы и «признаки аномального голосования» репутационными потерями, а справедливость выборов – делом, за которое они несут ответственность. При том что региональные выборные кампании прошлой осени показали: люди интересуются честностью шоу не только на телеэкране.