Когда роль шута переходит королю

Демонстрация президентом своего всеведения и всевластия никак не сказывается на положении дел в стране

Как своевременно Минэкономразвития выпустило макроэкономический прогноз – всего через несколько часов после того, как президент Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам сообщил, что реальные доходы людей растут медленно!

Не то слово – медленно: по прогнозу, на 0,1% за 2019 г. (Должно быть, президент к совещанию знал эту цифру.) «Такое положение дел не может не вызывать беспокойства, – заметил он. – Хотел бы услышать ваше мнение по поводу того, какие конкретные шаги вы предлагаете предпринять для повышения доходов граждан».

Разумеется, люди, о которых он беспокоится, мнения собравшихся на это совещание не услышали. По-моему, их мнения и не имеют значения, а единственно важная, выставочная, точней сказать, карнавальная часть – уже состоялась.

Так что вернемся к мизансцене, выстроенной вокруг непроизнесенной цифры 0,1%, – для удобства зрителей на сайте kremlin.ru есть видеозапись перформанса. Центральный персонаж читает по бумажке (1200 знаков, судя по стенограмме, но заняли четыре листка) статистические данные об экономике России 1) своему экономическому советнику, 2) председателю Центробанка, 3) первому заместителю председателя правительства, ответственному за экономику, 4) министру экономического развития и 5) руководителю собственной администрации.

Не просто читает – напоминает! Будто они могли забыть!

Аудитория, все пятеро, слушает сообщение, по осмысленности равное Волге, впадающей в Каспийское море, молча и с серьезными лицами; советник и первый зампред крутят в руках ручки. Перед каждым лежат какие-то бумажки или папки, а также презентация (предположительно) свежего макроэкономического прогноза с тем самым непроизнесенным 0,1%.

Занавес. Карнавал окончен.

Говорю о карнавале, потому что эти полторы минуты видеозаписи, полные комической нарочитости, по-моему, топорно режиссированное и плохо замаскированное шутовское представление. Гротескная сценка, пародийная публичная выволочка нерадивым вассалам, плохо заботящимся о подданных, – старинный способ отвлечь внимание толпы от того, что действительно волнует короля и приближенных, что на самом деле будет предметом обсуждения.

Надо заметить, что прежде официальная власть наделяла подобного рода шутовскими полномочиями персонажей пожиже – видных депутатов, например, или многоумных экспертов-государственников. Те времена прошли, и забавлять общественный вкус приходится уже самим властителям. По замечательному наблюдению выдающегося психоаналитика Карла Густава Юнга, в трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир» шут действует только до той поры, пока Лир находится в полной власти и полной силе, – как только король лишается их, шут из действия пропадает и его роль переходит самому королю.

Возможно, эти рассуждения в отношении действующей российской власти покажутся натянутыми: какое там шутовство! Но президент Путин постепенно переходит в разряд трагикомических персонажей: вся его брутальность, старательная и даже навязчивая демонстрация всеведения и всевластия никак не сказываются на положении дел в стране. Президент все чаще повторяется, отчего его строгость начинает выглядеть не более чем ритуальной.

Нельзя сказать, что его жаль, – скорее, жаль тех людей, реальные доходы которых за год увеличатся на 0,1%, если прогноз Минэкономразвития верен.