Повышение из Белого дома в Кремль

Что означает назначение бывших министров помощниками президента

Назначение в администрацию президента трех министров ушедшего в отставку правительства означает не только соблюдение принципа сохранения высокопоставленных бюрократов внутри правящего класса, но и стремление сохранить прежнюю политическую линию в сферах, где произошла замена кадров.

В пятницу три важных чиновника кабинета Дмитрия Медведева – бывшие вице-премьер Дмитрий Козак, министры экономики и культуры Максим Орешкин и Владимир Мединский – получили новые должности. Козак стал заместителем главы администрации президента (для чего внесли поправку в положение о ней), Орешкин и Мединский – помощниками президента. Они отличаются возрастом, карьерой и аппаратным весом. Разными будут и их полномочия. Козак с его большим стажем в исполнительной власти и опытом кризисного менеджера (полпред на Северном Кавказе и спецпредставитель Кремля по Приднестровью), наверное, займется урегулированием конфликта в Донбассе. Орешкин, вероятно, сконцентрируется на макроэкономике, а Мединский будет куратором культурно-исторической политики в ее нынешнем патриотическом изводе, обеспечивая идеологически выверенное празднование юбилея Победы.

Назначения в администрацию президента и бывшего генпрокурора Юрия Чайки полпредом в Северо-Кавказский округ означают начало большой циркуляции российской элиты. Они периодически повторяются, наиболее крупные вызваны избранием (переизбранием) президента и связанной с ними сменой правительства. Нынешняя похожа на ротации 2008 и 2012 гг., отмечает директор центра изучения российской элиты Государственного университета управления Ольга Крыштановская.

Отчасти это напоминает советский принцип номенклатурной ротации, когда высокопоставленные партийные и государственные работники передвигались по службе по известным критериям и даже в случае совершения ошибки оставались внутри элиты. На схожих принципах выстроена и система кадровой политики России при Владимире Путине после увольнения премьера Михаила Касьянова в 2004 г. Она обеспечивает единство правящего класса и одновременно затрудняет обновление элиты: «своего» человека нельзя уволить без негласно определенной компенсации. В отличие от Китая, где за громкими провалами могут последовать оргвыводы, высшие бюрократы и равноудаленные бизнесмены уверены, что лояльность и готовность выполнить указания сверху гарантируют от наказаний за промахи в работе.

Это не только перемена мест слагаемых. Близость к Путину оказывается важнее ранга официальной должности, а полномочия серых кардиналов Кремля – выше, чем министров и других чиновников, говорит Крыштановская. Поэтому перевод бывших министров из Белого дома на Старую площадь можно считать повышением и первым этапом создания очередного нового параллельного правительства в Кремле и закреплением принципа приоритета аппаратной политики над публичной.