Михаил Мишустин не похож на лидера прорыва

Возможен ли премьер с репутацией архитектора перемен?
Alexander Astafyev / Sputnik / AFP

Оценки результатов первого полугодия правительства Мишустина, приведенные в докладе агентства «Минченко консалтинг», оказались невысокими для нового кабинета. Нанятые для управления большими бюджетными программами чиновники не смогли полноценно принять вызовы эпидемии и экономического кризиса – проявился как дефицит самостоятельных решений, так и нехватка компетенций. При высокой интенсивности работы премьер утратил видение масштаба игры. Он замкнулся внутри локальной повестки, потерявшись, как полагают эксперты, внутри «большого правительства» (которое неформально объединяет кабинет с администрацией и «близким кругом» президента).

Причины этого на первый взгляд в кризисе, если только не видеть в нем возможность переформатировать ключевые процессы. Но проблема глубже – в распределении реальных полномочий и в ценностной основе, которая заложена в кадровые решения. «Доминирующая мотивация таких назначений, – говорит Минченко, – не развитие, а предотвращение рисков и безопасность». Этим объясняются решения нынешней власти в различные времена и в самых разных сферах: консолидация активов на базе госкорпораций, опасения в отношении западных цифровых платформ, формирование абсолютно управляемого бюрократического каркаса.

Страна по-прежнему живет в парадигме осажденной крепости, из которой надо «прорваться», но куда, за счет каких резервов, чьими силами? И хотя июльский указ президента о национальных целях до 2030 г. вновь сформулировал задачу прорыва, зачитывать этот указ пришлось зацикленной на операционных процессах команде. И главное – прекрасные, но разрозненные цели не сведены в единую картину будущего, задающую движению общий вектор.

Какой лидерский тип оптимален, если задачи развития станут действительным приоритетом? В первую очередь, он оперирует не угрозами, но рисками. Угроза блокирует маневренность, а риск предполагает ставки, сценарии, игру возможностями. «Основное личное качество здесь – смелость, – уверен Минченко. – Лидер должен понимать, что ущемит интересы серьезных групп, натолкнется на сильное сопротивление внутри аппарата. Ему надо быть крайне умным и внимательным – фактически пройти по минному полю». И такой премьер сразу попадет в сеть ловушек. Ему придется найти компромисс между лоббистами промполитики и адептами институциональных реформ, создавать условия для административного рывка, но учитывать колоссальные неформальные договоренности, проектировать инновации на фоне консервативной идеологии. И брать ответственность, при том что центр принятия ключевых решений находится в другом месте.