Регулирование цен на продукты – опасный путь

Гораздо эффективнее адресная поддержка населения

Инфляция в России в 2021 г., по оценкам Росстата, составила 8,39%. Наибольший рост при этом показали именно продовольственные товары, на что еще в декабре 2020 г. обращал внимание даже президент РФ Владимир Путин.

В начале прошлого года именно резкий рост закупочных цен, спровоцированный целым рядом объективных причин, стал триггером для ужесточения административного регулирования: маятник качнулся в сторону государства, временно поставив под вопрос все достижения саморегулирования. Очевидно, что желание быстро и жестко отрегулировать цены, установив их в директивном порядке, кажется самым простым способом решения задачи обеспечения доступности продовольственных товаров для населения. Да, это самый простой путь, но и самый опасный. В краткосрочной перспективе такой подход может продемонстрировать эффективность, но на дальней дистанции он неминуемо приведет к ухудшению ситуации на рынке.

Процесс ценообразования настолько сложен и многогранен, что негативные закономерные последствия грубого вмешательства в устоявшиеся практики мы ощутим не сразу, а только спустя какое-то время. Именно возможность сохранения рыночных механизмов вкупе с ощутимой поддержкой нуждающихся групп населения стала первопричиной выхода ряда крупнейших продовольственных торговых сетей с инициативой ограничить торговую наценку на определенный перечень социально значимых товаров до конца 2022 г.

С заботой и без маржи

Добровольное ограничение торговой наценки – беспрецедентный шаг, на который пошли отдельные игроки рынка для стабилизации ситуации без вмешательства государства. К подобной мере некоторые сети уже прибегали в самом начале пандемии, которая стала настоящим стресс-тестом и для ритейлеров, и для потребителей. Тогда это стало реальной поддержкой для групп населения, которые оказались в затруднительном положении, потеряли работу или сократили доход. Но мера тогда вводилась на достаточно короткий период и перечень товаров был небольшим. В этот раз ритейлеры выразили готовность ограничить наценку 10% на весь 2022 год и по широкому перечню социально значимых товаров.

В целом ритейлеры и так не стремятся зарабатывать на социально значимых товарах, они реализуются с минимальными или даже отрицательными наценками. Например, реализация может обходиться в 20–25% от стоимости товара, а наценка, которая должна все это покрывать, будет всего 15–18%.

При этом не стоит забывать, что розничная торговля – одна из самых низкорентабельных отраслей. По данным ФНС, ее рентабельность по итогам 2020 г. не превышала 4,9%. В то время как, например, рентабельность сельскохозяйственной деятельности – более 22%, производства пищевых продуктов – около 10%, табачных изделий – 28,7%, напитков – 10,6%.

Повторение – мать учения?

Многие из нас еще помнят СССР с директивным ценообразованием, повальным дефицитом, спецраспределителями, магазинами «Березка» и длинными очередями хоть за чем-то. В некоторых семьях наверняка еще сохранились талоны на продовольственные товары – ненавязчивое напоминание о тернистом пути, который прошли производство и торговля в нашей стране.

Зарубежный опыт, в принципе, схож с нашим. Например, Италия и Франция опытным путем убедились, что прямое вмешательство государства в конечном счете ведет к сокращению продуктивности отрасли торговли в среднем на 15% и к общему росту розничных цен. Евросоюз встал на путь либерализации законодательства и выведения розничных цен на продовольствие из-под государственного регулирования (оно все еще действует в отдельных странах, но касается главным образом тарифов естественных монополий).

Не место спекуляциям

Цены не растут просто так. Сами производители говорят о том, что повышают отпускные цены в силу объективных причин: растут коммунальные платежи, налоги, неурожайный год, ослаб рубль – и стоимость кормов или витаминов в агрокомплексе заметно подскочила, выросли арендные платежи и т. д.

Наценка как таковая формируется на каждом этапе товаропроводящей цепочки. Это, по сути, необходимое условие для существования любой бизнес-организации.

Но исторически наибольшую аллергию все-таки вызывает торговая наценка. Возможно, это наследие былого восприятия любого торговца в качестве мошенника.

Желание отрегулировать все и вся путем принятия новых постановлений и законов – очень опасная тенденция. Принимаемые законы слабо адаптивны, а ситуация меняется каждый день и требует все новых и более гибких решений.

Оптимальным решением представляется работа над социальными программами, которые в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут способствовать точечному повышению благосостояния низкодоходных групп населения. Это специальные карточки, адресная продовольственная помощь и другие способы стимулирования потребительской активности. Только при таком подходе мы сможем сохранить баланс предложения и спроса на рынке, сохранить ассортиментную линейку и обеспечить достойный уровень потребления продовольственных товаров для всех групп населения.