Лекционная модель уходит в прошлое

Пять трендов российского рынка образования, которые будут набирать силу

За пять лет (2016–2021) объем российского рынка образовательных услуг увеличился с 1,8 трлн до 2 трлн руб. Серьезное влияние оказала пандемия – то, что раньше невозможно было представить, стало новой реальностью. Рынок меняется, отвечая на запросы его участников – учащихся и педагогов, – а также бизнеса как главного потребителя знаний и навыков, которые дает образование.

Нетворкинг и менторинг

Важным трендом образовательной сферы сегодня является (и останется в течение ближайших пяти лет) механизм передачи знаний peer-to-peer: от ментора, руководителя, коллеги, однокурсника и т. д. Это такой нетворкинг в образовательной среде, взаимное обучение, при котором люди обмениваются информацией, опытом, мнениями. Такой формат позволяет студентам не просто получать знания (что можно делать и самостоятельно), но еще и развивать коммуникативные навыки вместе с аналитическим мышлением. Взаимное обучение способствует повышению доверия внутри группы, а хорошая атмосфера важна с точки зрения эффективности образовательного процесса.

Особенно хорошо формат peer-to-peer зарекомендовал себя в сфере корпоративного обучения. К институту менторства и взаимному обучению сегодня обращаются и высшие учебные заведения. Они внедряют в свои программы обучения практические занятия с менторами по различным темам, что позволяет студентам получать действительно актуальные знания, погружаясь в процессы той или иной отрасли.

Механизм peer-to-peer хорош еще и тем, что дает возможность учащимся получать практически мгновенную обратную связь от экспертов. Ведь есть такие навыки, при освоении которых очень важен эмоциональный контакт. В других случаях с оперативной проверкой заданий могут помочь технологии. Например, онлайн-редактор кода в режиме реального времени покажет будущему IT-специалисту, где он ошибся.

Интерактивные механики

Педагог перестает быть говорящей головой – и в аудиториях, и в онлайне. Такие форматы, как лекция и семинар, постепенно трансформируются. Преподаватели все активнее используют интерактивные механики, вовлекая учащихся в общение на всех занятиях. И онлайн-программы обучения тоже строятся таким образом, чтобы педагоги взаимодействовали с аудиторией.

Это связано в первую очередь с тем, что в обществе есть запросы на курсы с большой практической составляющей и на живое общение с экспертами. Нагруженные сухой теорией, не подкрепленной практикой, программы больше не интересны. По этой причине посещаемость занятий в вузах сокращается. Утрата студентами интереса к традиционному формату обучения подтолкнула университеты к внедрению интерактивных форматов.

Адаптация к индивидуальности

Чтобы курс был максимально эффективным, важно наряду с успеваемостью отслеживать эмоциональное состояние, вовлеченность и мотивацию учащихся. Этот процесс – трекинг – лежит в основе адаптивного обучения, базирующегося на построении индивидуальной учебной траектории для каждого с учетом текущих знаний, способностей, мотивации и других характеристик.

С помощью обычного опросника вскоре после начала обучения стоит узнать у студентов, насколько комфортно они себя чувствуют, нравятся ли им преподаватели, устраивает ли программа и т. д. И в идеале, даже если один человек выражает недовольство, с этим нужно работать. Ведь это может быть как «статистической погрешностью», так и серьезным звоночком – знаком того, что с курсом что-то не так.

Работа с такой обратной связью и трансформация курса в соответствии с ней – это прямой путь к увеличению доли студентов, прошедших курс до конца и получивших ожидаемый эффект от обучения.

Вузы и бизнес в одной лодке

Когда компании поняли, что набор компетенций, с которыми к ним приходят выпускники вузов, недостаточен для эффективной работы, они начали развивать собственные образовательные программы.

Взаимодействие университетов и бизнеса может быть разным. Одни учебные заведения вовлекают экспертов из компаний в свои программы обучения с целью повышения их практической направленности. Другие, ориентируясь на запрос бизнеса, обогащают программы занятиями по развитию гибких навыков. Третьи договариваются с компаниями об открытии в вузах образовательных центров по подготовке специалистов необходимого рынку профиля. Также сейчас набирают популярность магистратуры от компаний.

Гибридный формат

В последние два года высокую эффективность показало сочетание онлайн- и офлайн-инструментов в образовательном процессе. И сейчас все больше программ подразумевает гибридный формат.

Проблема заключается в том, что нельзя просто взять и поставить программу, по которой раньше учили в аудиториях, на рельсы гибрида. Чтобы формат давал максимум пользы, а не наоборот, необходимо копать глубже и менять методологию.

При этом полностью дистанционное обучение (ДО) тоже не теряет своей популярности. Оно имеет много преимуществ, главное из которых – доступ к желаемой программе из любой точки мира. Поэтому формат продолжает и будет продолжать свое развитие. С 2016 по 2021 г. доля онлайн-образования на российском рынке увеличилась с 1,1 до 2,6%, а объем этого сегмента – с 20,7 млрд до 53,3 млрд руб. Сегодня разработчики программ ДО, получив хороший опыт в период самоизоляции, решают задачу обеспечения максимального комфорта учащихся.

Трансформация образовательной сферы – непрерывный процесс. В этом смысле рынок образовательных услуг ничем не отличается от любого другого: здесь тоже спрос рождает предложение. Наверняка в будущем нас ждут новые форматы, которые станут ответом на происходящие в обществе изменения. Что же касается этих трендов, они начнут приносить свои плоды уже в течение ближайших 2–5 лет.