Колумбийский фальстарт

Как президент Дуке решил монетизировать антироссийскую позицию страны

Колумбия никогда не была заметна на международной арене. Гражданская война, то разгоравшаяся, то затихавшая с 1948 г., не позволяла ей активно заниматься иностранными проблемами. Но в последнее время о стране, известной в мире в основном кокаином и писателем Габриэлем Гарсиа Маркесом, заговорили.

Президент Иван Дуке сделал два заметных заявления. Во-первых, он сказал, что его страна не планирует иметь дипломатических отношений с Россией из-за ситуации с Украиной. Во-вторых, он заявил, что Колумбия готова заменить Россию на рынках нефти, газа и угля.

Реакция на позицию Колумбии в международных делах последовала быстро: президент США Джо Байден заявил, что намерен присвоить Колумбии статус основного американского союзника вне Североатлантического альянса. «Я горд объявить, что я намереваюсь объявить Колумбию основным союзником вне НАТО... Это именно то, кем вы являетесь», – сказал он.

Таким образом, Дуке решил монетизировать политическую позицию Колумбии на мировой арене. Эта страна экспортирует нефть с начала ХХ века, а по запасам угля занимает одно из ведущих мест в мире. В Колумбии имеется довольно развитая инфраструктура, теоретически позволяющая нарастить добычу и экспорт углеводородов. Финансовая система в Колумбии – одна из самых стабильных в Латинской Америке: общеконтинентальные кризисы 1981–1983, 1986–1989 и 1998–1999 гг. эта страна перенесла гораздо легче других.

Сдача оружия главным левым повстанческим движением ФАРК, часто именуемым «красным картелем», и основной правой группировкой ОССК в 2016-м и сильнейшие удары армии по основным наркокартелям сделали Колумбию привлекательной для инвестиций. До начала пандемии ее ВВП рос на 6,9% в год.

Режим Ивана Дуке, пришедшего к власти в 2018 г. на фоне только-только наступившего мира и быстрого экономического роста, стал жертвой коронакризиса. Удар COVID-19 по Колумбии был страшен: ВВП в 2020 г. снизился на 7%, а уровень бедности вырос до 42,5%. Вдобавок к этому хлынул поток беженцев из Венесуэлы, охваченной социальной катастрофой: в 2019–2021 гг. Колумбии пришлось принять не менее 2,3 млн венесуэльцев. И это при том, что после гражданской войны социальная помощь требуется почти 8 млн колумбийцев.

В апреле 2021 г. правительство Дуке внесло в парламент проект Закона об устойчивой солидарности, направленного на преодоление кризиса. Законопроект предусматривал повышение НДС, акцизов на бензин и налоговых вычетов с зарплат выше $663 (чуть меньше трех МРОТ). По замыслу правительства это принесло бы в бюджет дополнительные $6,3 млрд.

Конечно, для преодоления кризиса необходимы усилия всего общества, но бедные слои населения и профсоюзы возмутились неравенством при распределении налоговых отягощений. Повышение НДС, акцизов и налоговых вычетов бьет по беднякам гораздо больнее, чем по крупному бизнесу. А заявленные в проекте временные налоги на бизнес и дивиденды, увеличение подоходного налога для крупного бизнеса не были конкретизированы. Бедняки небезосновательно решили, что все тяготы лягут на их плечи.

Правительство Дуке пыталось любыми способами привлечь инвестиции, одновременно стараясь получить средства на борьбу с последствиями пандемии. Но несправедливая налоговая реформа возмутила колумбийцев, и в стране начались кровавые беспорядки – на горизонте замаячила тень возобновления гражданской войны. В результате бизнес не только не пошел в Колумбию – он побежал оттуда, ибо ничто не пугает его сильнее, чем хаос и кровопролитие.

Иван Дуке – жесткий либерал-консерватор, выигравший президентские выборы под лозунгом непримиримости к бывшим повстанцам. Тогда колумбийское общество поддержало его программу: никакой государственной помощи бывшим террористам и суровое наказание тем из них, кто виновен в преступлениях (т. е. подавляющему большинству бывших боевиков). Свои обещания Дуке сдержал: 13 000 закаленных в боях, умеющих только воевать людей оказались на обочине жизни, да еще под угрозой уголовных преследований. Часть бывших боевиков ФАРК вновь ушла в горы, и колумбийская армия приступила к их уничтожению. Долгожданный мир в Колумбии превратился в новую войну, пусть и не такую масштабную, как до 2016 г.

В Колумбии после 58 (!) лет повстанческой войны дело с правопорядком обстоит очень плохо, зато с преступностью и произволом – лучше некуда. Бывшие военные противники убивают друг друга из-за угла (в этом более активны бывшие правые боевики, но и левые отстают незначительно). Многие повстанцы, воевавшие с ними правые боевики и демобилизованные солдаты, не нашедшие работу, пополнили ряды банд. Банды буквально заполонили города и недавние зоны военных действий. Множатся случаи незаконного захвата земли, ширится деятельность черных лесорубов, незаконных золотодобытчиков и искателей изумрудов. И все они пытаются присосаться к самому доходному бизнесу – наркоторговле.

А тут коронакризис и массовые протесты, жестко (по мнению очень многих – неоправданно жестоко) подавленные. Президент Дуке быстро потерял образ сурового борца с терроризмом и эффективного менеджера национальной экономики: терроризм опять стал частью колумбийской жизни, а все экономические и социальные успехи испарились. Общественное мнение Колумбии качнулось в другую сторону: в преддверии президентских выборов 2022 г. самым популярным политиком стал антипод Дуке – лидер левой коалиции «Исторический пакт для Колумбии», бывший повстанец и экс-мэр Боготы Густаво Петро.

Петро будет противостоять бывший мэр Медельина консерватор Федерико Гутьеррес (Дуке не имеет права выдвигаться на новый срок). Он популярен в родном департаменте Антьокия, но шансов на победу в общенациональном масштабе у него мало – Дуке оставляет ему слишком плохое наследство.

На парламентских выборах в марте 2022 г. левый блок вышел на первое место, консерваторы (сторонники Дуке и Гутьерреса) и центристы-либералы разделили второе и третье.

Украинский кризис ударил по странам третьего мира, включая Колумбию. Хотя она слабо связана с Россией и Украиной, рост цен на продукты питания и удобрения отразился и на ней. В этой ситуации Иван Дуке и решил обернуть очередной кризис на пользу Колумбии, выступив на стороне Киева жестче всех латиноамериканских лидеров и попытавшись извлечь из этого пользу.

Однако заместить Россию на рынке углеводородов Колумбии не удастся. Кризис в соседней Венесуэле позволил Колумбии нарастить добычу и экспорт нефти, войдя в пятерку основных поставщиков в США. Но замещение России предполагает гигантское наращивание объемов добычи и экспорта, что невозможно при относительно скромных запасах этого сырья. Для работы на рынке сжиженного газа у Колумбии просто нет соответствующей инфраструктуры. Продолжающиеся столкновения с повстанцами и опасное противостояние колумбийских и венесуэльских войск на границе отпугивают иностранных инвесторов. Тем более что не сложившая оружие повстанческая группировка ELN специализируется как раз на рэкете нефтяных компаний: повстанцы обстреливают трубопроводы, заставляя компании платить дань (так, в октябре 2021 г. ELN провела серию атак на инфраструктуру государственной компании Ecopetrol). То же и с углем: его запасы очень велики, но нарастить добычу в несколько раз (а замещение России обозначает именно это) невозможно, по крайней мере в короткий срок.

Объявление Колумбии стратегическим союзником США, несомненно, мотивирует американских предпринимателей присмотреться к бизнесу в этой стране. По-видимому, Колумбии удастся несколько увеличить экспорт углеводородов. Но в основном в США (в порядке замещения венесуэльской, а не российской нефти), а не в Европу и тем более не в Китай. При сохранении высоких цен на нефть ведущие мировые корпорации скорее обратят внимание на шельфовые месторождения более стабильной Бразилии, где их не ждут неприятные встречи с повстанцами, чем на колумбийские недра.

Но все же главное препятствие для массированного пришествия иностранных инвесторов в Колумбию – предстоящие выборы. Они состоятся 29 мая 2022 г. А в случае победы Густаво Петро, в отношении которого эксперты спорят – ярко-красный он или бледно-розовый, все разговоры и о стратегическом партнерстве с США, и о массированном инвестировании в колумбийскую экономику окажутся пустыми. Какую бы политику он ни проводил, тень Чавеса и имидж бывшего повстанца отпугнут инвесторов не хуже, чем ладан отпугивает черта.

Поэтому неожиданная попытка президента Дуке на излете своего правления вывести Колумбию в политические и экономические лидеры Латинской Америки выглядит фальстартом.