Как поддержать пищевую отрасль

Важно, чтобы ритейлеры повернулись лицом к производителю и шли на уступки

Российским производителям продуктов питания сегодня необходима поддержка со стороны как государства, так и торговых сетей. Есть ряд понятных мер и инструментов, которые могли бы помочь стабилизировать ситуацию.

В приоритетном порядке стоит говорить о таких мерах, как отмена НДС на продукты питания (так поступили, например, в Польше) или хотя бы снижение ставки НДС до 10% для всей цепочки «сырье – производитель – продавец». Однозначно поддержало бы производителей и введение моратория на проверку контрольными органами производственных предприятий (минимум до конца года), обеспечение льготного государственного кредитования (сроком до 10 лет со ставками не выше 5%), а также согласование значительных налоговых послаблений для производителей продуктов питания – отмена НДФЛ для сотрудников и налога на прибыль для самих компаний – как минимум на год.

Важно без промедления отказаться от любой дополнительной нагрузки на бизнес. Здесь прежде всего речь идет про маркировку: от моратория на проверки до временной заморозки проекта на 3–5 лет. Едва ли в нем была изначальная необходимость, а в текущей ситуации его реализация попросту невозможна и нелогична. К подобной удушающей нагрузке также можно отнести системы «Меркурий», «Платон».

Чтобы в сложившейся ситуации помочь перекрыть кассовые разрывы, а также максимально оперативно нарастить производственные мощности и хотя бы частично заместить западную продукцию, производителям нужны льготные финансовые условия (программы нулевого лизинга, кредиты на инвестиционные проекты, субсидированный факторинг при работе с торговыми сетями, льготные овердрафты и т. д.), послабления в области коммунальных услуг и аренды земли (существенное снижение тарифов на коммунальные услуги, привлекательные условия аренды земельных участков), а также программы упрощенного ввоза сырья и оборудования – в первую очередь из Китая, Индии и Турции.

Без сомнений, очень важно, чтобы ритейлеры повернулись лицом к производителю и были готовы идти на уступки. За последние недели лишь некоторые сети (Х5, «Магнит» и др.) заявили о небольших послаблениях для поставщиков, но в нынешней ситуации этого недостаточно. Более того, большинство федеральных и локальных торговых сетей проигнорировали рекомендации Минпромторга от 11 марта 2022 г., когда ведомство посоветовало сетям сократить сроки оплаты за продукцию, отказаться от штрафов и более оперативно согласовывать изменения условий поставок. Сегодня многие сети настаивают на продолжении работы по старым договорным условиям, запрашивают подтверждения о форс-мажорах, выставляют штрафы и отказываются снижать сроки оплаты. Сложившаяся ситуация делает еще более критичной надобность в пересмотре взаимоотношений между ритейлом и поставщиками продуктов питания.

Сетям следует принимать повышение цен в одностороннем порядке (максимум в течение 5–7 дней), чтобы «невидимая рука рынка» сама наказывала производителей в случае необоснованности подобной меры. Очевидно, что роль ритейла как контролера полочных цен должна остаться в прошлом. Производители прекрасно знают, что потребители не будут покупать излишне дорогие продукты питания. Знают они и то, что в случае необоснованного завышения ими цены всегда появится конкурент, который предложит аналогичный продукт по более низкой стоимости. Это и есть закон рыночного ценообразования.

К сожалению, сейчас мы видим скорее противоположную картину. Еще не приняв заявленные повышения цен от производителей, некоторые сети уже присылают запросы поставщикам о пересмотре цен в сторону снижения, обосновывая это укреплением курса рубля. Стоит ли говорить о том, что у самих производителей цены на сырье и упаковку не показывают какой-либо тенденции к снижению? Большинство поставщиков сырья и упаковки продолжают держать высокие мартовские цены, несмотря на то что изначальным драйвером этих повышений были колебания курса валюты.

Давно назрел законодательный запрет торговым сетям штрафовать производителей за невыполнение заказов. «Временный отказ» от данной практики, недавно заявленный ритейлом, ситуацию не спасет. Условия сотрудничества в рамках всей продовольственной цепочки должны быть полностью переформатированы, чтобы переработчики не становились мальчиками для битья, что неизбежно происходит в ситуации, когда у производителей нет возможности транслировать аналогичные штрафные санкции и договорные условия своим поставщикам сырья и упаковки ввиду того, что последние просто отказываются работать на подобных условиях. Поэтому в рамках имеющейся структуры отношений на производителей необоснованно перекладываются все предпринимательские риски ритейла, а некоторые сети уже превратили штрафные санкции в альтернативный способ заработка.

Сейчас, несмотря на рекомендации Минпромторга, некоторые сети не только не установили мораторий на штрафы, но и начали штрафовать поставщиков еще активнее либо заявили о готовности обсуждать снижения штрафов только с «добросовестными поставщиками», что является крайне субъективным критерием. Отдельно можно выделить сеть «Верный», которая вообще увеличила количество штрафных санкций в адрес поставщиков, выставляя штрафы даже на те продуктовые позиции, которые были уже сняты с производства. Этот пример показывает, что практика штрафных санкций является губительной для производителей, ведь сети могут использовать штрафы как дополнительный источник заработка на поставщиках, которые и без того сейчас находятся в очень сложном положении.

Оплаты со стороны сетей должны стать более оперативными. Срок, указанный в договорах сейчас, составляет 40 дней, однако и его торговые сети нередко нарушают. Количество дней отсрочки я бы рекомендовал сократить до 14–20, а в перспективе переходить на полную предоплату, особенно с учетом того, что большинство производителей уже переведены на предоплату поставщиками сырья и упаковки. Дополнительно сетям стоит кардинально пересмотреть свои промостратегии и отказаться от глубоких скидок за счет производителей.

Если данные предложения принять оперативно и на их основе наладить совместную работу производителей продуктов питания, регулятора и ритейла, это помогло бы амортизировать последствия кризиса.