Важно не снижать уровень автоматизации

Как бизнесу мигрировать на отечественный софт
Поэтому можно выдохнуть и заняться главным – резервным копированием и репликацией данных / Евгений Разумный / Ведомости

После приостановки работы ряда зарубежных поставщиков ПО в России кто-то начал судорожно искать отечественные аналоги используемых продуктов, а кто-то – переводить процессы в аналоговый формат. В результате у российских поставщиков образовались очереди на внедрение, а реальной пользы бизнес не получил.

Быстро запустить проекты, к примеру, в сфере управления производством или бизнес-аналитики невозможно. По большей части это сложные, дорогостоящие внедрения, требующие глубокого предварительного анализа процессов и до года фактических работ. Исключения – облака, но они в России пока не так уж популярны.

Главное в данной ситуации – не принимать решений в состоянии тревоги и растерянности. Уход IT-поставщиков с российского рынка не означает, что бизнес мгновенно отключат от IT. Это физически невозможно. По факту компании не смогут получать техподдержку из-за рубежа, доступ к обновлениям платформ и приложений. Тем не менее около года они смогут поддерживать ПО в рабочем состоянии.

Поэтому можно выдохнуть и заняться главным – резервным копированием и репликацией данных. Нужно инвентаризировать все информационные активы и понять, есть ли среди них те, что размещаются за рубежом или в иностранных облаках. Их локальные копии позволят даже в случае полного отключения зарубежных серверов быстро восстановить данные и получить к ним доступ. Это потребует от недели работы, а в результате бизнес сможет обезопасить себя от потери критически важной информации.

После этого можно приступать к разработке стратегии локализации. Начинать переезд на отечественное ПО стоит с бизнес-критичных решений – ERP, BI, CRM, т. е. всех тех, что обеспечивают операционную деятельность компании. В процессе выбора конкретных продуктов очень важно не снижать уровень автоматизации. К примеру, в первые недели кризиса многие компании начали переводить сотрудников из продвинутых IT-систем обратно в Excel-таблицы – ведь так дешевле. Это в корне неверное решение. Да, в краткосрочной перспективе можно сэкономить ресурсы. Но что будет дальше? Из-за того что процессы снова станут зависимыми от человеческого фактора, бизнес драматически потеряет в скорости и качестве.

Длительные проекты внедрения имеют свойство затягиваться, а любые задержки приводят к их удорожанию. Нужно установить жесткий срок. Важно изначально сформировать надежную команду: силами одного разработчика тут не справиться. Самый важный человек в ней – архитектор. Это мозг проекта, который отвечает за проектирование системы и ее встраивание в текущий ландшафт. Без него все пойдет прахом. Еще нужны разработчики и аналитики – рабочие руки, – а также спонсор из топ-менеджмента. К примеру, за CRM может отвечать коммерческий директор, а за BI – директор по эффективности. Его задача – выделять ресурсы и двигать проект, даже когда процесс стопорится или одновременно запущено сразу несколько инициатив.

И наконец, не стоит бросаться на амбразуру и сразу же расширять или менять штат специалистов. Достаточно обучить текущих: бизнес-экспертиза, как правило, критичнее, чем техническая. Поможет создание так называемых центров экспертизы – отдельной организационной структуры компании, занимающейся управлением проектами цифровизации, обучением пользователей и контролем качества IT-проектов. В дополнение можно найти в компании сторонников миграции – назовем их амбассадорами. Они смогут популяризировать переход на новые IT-продукты среди рядовых сотрудников.

Полноценный проект внедрения не будет дешевым. Стандартно его стоимость можно рассчитать так: затраты на первичный проект (финансы и трудочасы) * 0,8. Около 20% расходов можно сэкономить на предварительной аналитике, которая не потребуется во второй раз. Ситуация для бизнеса сейчас сложная, но не критическая. Лучше все детально продумать.