У фастфуда в России большое будущее

Этот сегмент наиболее защищен с точки зрения цен и наличия сырья

Выстояв в ковид и пережив всевозможные карантины, рестораторы вновь оказались в условиях тотальной неопределенности. Мы не можем строить долгосрочные планы: слишком часто меняются условия, события и обстоятельства. Курс доллара взлетает до 120 руб. – мы строим одни планы, курс падает до 60 руб. – мы вынуждены строить совершенно другие планы и заново просчитывать экономику. Между курсом в 120 и 60 руб. проходит всего месяц, и, следовательно, прогнозировать бизнес можно разве что на пару месяцев вперед – все остальные прогнозы как пальцем в небо.

Тем не менее любой кризис – это появление новых трендов и точек роста. Пандемия изменила потребительские привычки, и ее последствия продолжают приносить рекордные выручки игрокам сегмента e-commerce и тем ресторанам, которые успели быстро переориентироваться на доставку.

По данным Data Insight, в прошлом году количество онлайн-заказов в сегменте продуктов питания выросло более чем в 3 раза (+209%), а объем онлайн-продаж увеличился почти в 2,5 раза (+147%) по сравнению с 2020 г. По обоим показателям динамики сегмент продуктов питания лидирует на российском рынке электронной коммерции – его объем составил 373 млрд руб.

Сейчас срыв большинства логистических цепочек, рост цен буквально на все ведут к неизбежному откату ресторанной отрасли из среднего ценового сегмента в фастфуд. Ресторанам все сложнее становится закупать и привозить даже пресловутые эквадорские бананы или турецкие помидоры, не говоря уже об элитном крепком алкоголе или морепродуктах. В результате цены на блюда выросли в среднем на 20%, а доходы населения не растут. Естественно, человек, привыкший ранее ужинать в ресторане среднего ценового сегмента, вынужден искать более дешевые альтернативы: и тут как раз выигрывает фастфуд и так называемый fastcasual – еда быстрого приготовления высокого ценового сегмента. То есть потребитель из среднего ценового сегмента постепенно перейдет в fastcasual, а из fastcasual – в более дешевый фастфуд.

У фастфуда в России большое будущее как минимум на несколько лет. Рынок вернется к трендам, которые наблюдались в СССР конца 50-х – начала 60-х гг. Именно тогда в стране начался расцвет пельменных, чебуречных, блинных, рюмочных и проч. – заведений с относительно дешевой и вкусной, но не самой здоровой едой.

Представьте, что вам не надо в новых условиях судорожно искать за границей тысячи ингредиентов для своих блюд и все продукты можно закупить в России. Фастфуд уже давно импортозаместился. Простейшие продукты – муку, молоко, мясо и рыбу – сети фастфуда покупают у российских производителей, а значит, этот сегмент более защищен с точки зрения цен и наличия сырья.

Помимо этих факторов в плюс фастфуду – недавняя отмена НДС для заведений общепита с выручкой до 2 млрд руб. в год. Это как раз небольшая сеть фастфуда под управлением одного юридического лица. То есть бизнес не требует дробления, что дает возможность работать полностью вбелую и, следовательно, снизить риски административного давления.

Инвесторы при выборе проекта должны учитывать и риск возникновения новых пандемий. Менее рискованными будут проекты, у которых уже отлажена система доставки продуктов. Несмотря на спад темпов роста доставки после отмены антиковидных ограничений, этот сегмент бизнеса остается наиболее перспективным: ресторанный бизнес продолжит переориентацию на те блюда, которые можно доставлять.