Российская IТ-отрасль имеет все шансы достичь независимости

Для этого вопросы импортозамещения должны решаться комплексно

На фоне активного обсуждения контуров предстоящего импортозамещения в российской IТ-отрасли вопрос доступности электронно-компонентной базы по-прежнему остается за рамками фокуса участников рынка. Между тем уже в ближайшей перспективе пользователям цифровой инфраструктуры предстоит непростая задача перестройки своих производственных и бизнес-процессов в соответствии с новыми реалиями на рынке электронных компонентов. Важно, чтобы эта перестройка не сопровождалась приостановкой критически важных направлений деятельности и процедур для их поддержки.

Договоримся о терминах

Широта смысла и разночтения в понимании термина «импортозамещение» создают в последние месяцы немало путаницы среди участников IТ-рынка.

Первая методологическая путаница происходит из-за того, что часто импортозамещением называются два различных процесса: обеспечение непрерывности критических бизнес-процессов в условиях недоступности ряда IТ-компонентов и попытка занять другое положение в системе международного географического разделения труда. Первый процесс, очевидно, стоит наиболее остро и должен быть решен максимально быстро, второй носит стратегический характер и предполагает долгосрочную переориентацию национальной экономики. Эти два процесса не противоречат друг другу, но имеют различную логику: если для обеспечения выполнения критических процессов вполне может быть привлечен импорт из дружественных стран, то для стратегического процесса переориентации экономики сворачивание импорта может быть плавным и должно быть увязанным с готовностью экономики к производству новых товаров и услуг.

Второе недоразумение происходит из-за того, что чаще всего слово «импортозамещение» употребляют, когда речь заходит о замене одних программных продуктов на другие. Однако такой подход не обеспечивает технологическую независимость, которая как раз, как правило, и отражает действительные намерения участников рынка, говорящих об импортозамещении.

Процессоры в основе

Если представить весь IТ-сектор как пирамиду, то программные продукты будут занимать самую ее вершину. А в основании находятся процессорные архитектуры, аппаратные комплексы и операционные системы. И в этой области сложно говорить о тотальном импортозамещении, но вполне возможно стремиться к поддержанию в работоспособном состоянии критически важной IТ-инфраструктуры.

Для примера: на сегодняшний момент 99% отечественного программного обеспечения работает на западных процессорных архитектурах, более недоступных на российском рынке из-за санкций. Если уход большинства компаний из потребительского сектора был продиктован их внутренними соображениями, то поставки микроэлектроники в Россию прямо запрещены нормативными актами США, Тайваня, Южной Кореи, Великобритании и Европейского союза. А именно этим странам принадлежит абсолютная монополия на мировом рынке электронных компонентов. Даже самые передовые отечественные IТ-решения не смогут эффективно работать без соответствующей вычислительной инфраструктуры. Для IТ-сектора проседание в аппаратной части недопустимо, потому что именно возможности процессорных платформ определяют весь дальнейший технологический цикл.

Но здесь есть и повод для осторожного оптимизма. Во всем мире преобладающая тенденция последних лет – это уход от монополии процессоров архитектуры х86 (Intel, AMD). Все макрорегионы мира разрабатывают собственные альтернативные процессоры, в том числе Индия, Китай и ЕС. Уместно отметить, что есть качественные российские разработки – например, «Эльбрус» и «Байкал», построенные на альтернативных архитектурах. Те процессы, которые сегодня происходят в отечественной IТ-отрасли в связи с санкциями, – это просто ускорение глобальных тенденций, которые постепенно будут оказывать все более сильное влияние и на рынок программного обеспечения. Поэтому вопрос о миграции в экосистему альтернативных операционных систем так или иначе не за горами, и он будет актуален не только для России.

Не одномоментно, а последовательно

Когда речь идет о сложных IТ-системах – например, тех, которые используются для высокопроизводительных вычислений, – то простая замена компонентов без серьезной перестройки внутренних процессов на предприятии вряд ли поможет. Например, современный суперкомпьютер или вычислительный кластер не создается простым сложением большого количества компонентов, а является сложным программно-аппаратным комплексом, который требует сложного обслуживания и постоянной модернизации. Именно поэтому номинальное импортозамещение не позволит обеспечить эффективное функционирование отечественных IТ-разработок в интересах критически значимых отраслей российской промышленности.

Более эффективным представляется курс на сотрудничество с теми странами и разработчиками программно-аппаратных платформ, которые тоже стремятся преодолеть доминирование традиционных архитектур и не поддерживают введенные ограничения против России. Этот подход начинается с замещения отдельных подсистем и компонентов внутри целой системы – как программной, так и аппаратной. Компоненты тех производителей, которые не находятся под риском ограничения поставок, вполне возможно продолжать импортировать. А те, которые оказываются недоступны, необходимо замещать, но не одномоментно, а последовательно, чтобы сохранить бесперебойность критически важных процессов на предприятиях. Например, в российском секторе суперкомпьютерных вычислений успешно опробован и уже применяется интероперабельный платформенный подход, который позволяет совместно работать как отечественным, так и зарубежным процессорам, а также другим компонентам. Это дает возможность последовательно замещать недоступные из-за санкций компоненты, заменяя их доступными без остановки производственных процессов.

Одним словом, если подходить к вопросу импортозамещения комплексно, начиная с самых базовых слоев – электронно-компонентной базы, затем подниматься выше, на уровень операционных систем, и только в последнюю очередь переходить к прикладному софту, не пытаясь при этом полностью отказаться от международной экономической и научной кооперации, то российская IТ-отрасль имеет все шансы достичь той самой вожделенной независимости – настолько, насколько это вообще достижимо в современном мире.