Как ритейлу решить задачу импортозамещения товаров массового спроса

Для этого необходим комплекс энергичных мер

Один из сегментов, в которых трудно будет взять и поменять зарубежных поставщиков на отечественных, – парфюмерия и косметика. По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, доля импорта в этой категории составляет около 60%. При этом здесь особенно важную роль играет лояльность к брендам – перейти с европейского люкса на товары российских производителей будут готовы далеко не все покупатели.

Похожая история со средствами личной гигиены: здесь также доминируют западные бренды. Их доля в сегментах средств по уходу за полостью рта, телом, лицом, руками и ногами, по данным ритейлеров, составляла 50–77%, за волосами – почти 90%.

Если же говорить о средствах для стирки и уборки, то доля иностранных поставщиков в этих категориях доходит до 65–79%.

Что же может помочь ритейлу, фокусирующемуся на этих товарах? Расширение географии закупок, перенос фокуса на другие рынки, поиск новых поставщиков компонентов и готовой продукции в Китае, Индии, Турции.

Одежда и товары для дома

Еще один сегмент – объединим в нем текстиль, одежду, товары для дома. Это ниша, которую занимали покинувшие нашу страну H&M, Zara (и Zara Home), Mango, Uniqlo, Bershka, отчасти IKEA и др. И заполнить ее «с разбегу» российскими брендами тоже не получится.

В меньшей степени с проблемами столкнется сегмент товаров для дома: в России достаточно много производства таких вещей, в поставки активно включается Турция и другие страны. Сейчас подходящий момент для них выйти из маркетплейсов в большой ритейл.

Также довольно насыщен рынок детской одежды – развиты поставки из Турции, Азии, Белоруссии, есть ряд качественных российских производителей. Наверняка и их мы сможем увидеть не только в интернет-магазинах, но и в крупных торговых центрах.

С одеждой для взрослых несколько сложнее. В этой категории доля западных брендов была высокой, при этом, как и в сегменте косметики, серьезное значение имеет лояльность к брендам. Конечно, существует ряд производств на территории РФ, однако основная масса брендов неизвестна, и их раскрутка требует существенного финансирования. Здесь, скорее всего, в первую очередь произойдет замещение одних зарубежных поставщиков другими – азиатскими, турецкими, белорусскими. Теми, кто уже имеет налаженное производство и не собирается прекращать отношения с Россией. И безусловно, стоит везде, где только возможно, давать шанс российским производителям развивать собственное производство и собственные торговые марки (СТМ). Это, конечно, не очень быстрый, но перспективный путь.

Электроника и бытовая техника

Где мы точно не увидим массового импортозамещения товарами привычного качества в ближайшее время, так это в сегменте бытовой, компьютерной техники и электроники. По данным «М.видео-Эльдорадо», в топ-10 самых популярных брендов входят Apple, Samsung, LG, Redmi, HP, Bosch, Mi, Asus, Hair и Lenovo – большинство из них либо ушли с рынка, либо приостановили продажи. Первые поставки путем параллельного импорта показывают, что существенного роста цен избежать не удается.

На многих заводах в России производится сборка готовых изделий из импортных компонентов, с которыми сегодня большие логистические сложности. Смартфоны, ноутбуки и компьютеры, в принципе, производились и производятся в Азии из тех же иностранных компонентов вне зависимости от того, кому принадлежит сама торговая марка.

Именно поэтому в данном сегменте я в первую очередь ожидаю смещения фокуса на те иностранные бренды, которые окажутся более доступными и «свободными» в политическом плане.

Перестроиться и выжить

Чтобы справиться с текущим кризисом, ритейлу придется двигаться сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, найти новых поставщиков сырья и готовой продукции на непривычных сейчас рынках. Например, Казахстан и Узбекистан могут поставлять сырье для товаров женской гигиены. Отдушки для производства парфюмерии, красители и ткани можно будет закупать в странах Азиатского региона, например в Индии, Китае или Вьетнаме. А одежду и обувь – в Турции или Китае.

Во-вторых, наращивать СТМ. Это направление особенно хорошо развито в продуктовом ритейле. Также по этому пути идут некоторые косметические бренды.

В-третьих, расширять сотрудничество с российскими производителями. В некоторых товарных категориях у российских производителей появятся шансы серьезно увеличить свою долю рынка. Например, в сегменте детской одежды или косметики, где российские бренды уже имеют хорошие стартовые позиции. Кроме того, у них появилась возможность привлекать опытных специалистов из международных компаний как в штат, так и на проектной основе по модели shared resources, когда командами, загруженными неполностью, работодатель может «делиться» с другими компаниями.

В-четвертых, воспользоваться возможностями параллельного импорта. В начале мая Минпромторг опубликовал список товаров, которые можно будет ввозить в страну без согласия правообладателя на основании международного принципа исчерпания исключительного права. В него вошли косметика (L’Oreal, NYX, Pantene, Vichy, La Roche-Posay и др.), электроника (Dell, Apple, Samsung и проч.), а также авто, медицинская техника и товары потребительского сегмента.

Это общепринятая практика – параллельный импорт, например, разрешен в США и некоторых странах ЕС. Однако есть ряд нюансов, которые необходимо учитывать. Например, товары должны быть легализованы в стране, из которой поступают, чтобы не допустить притока контрафакта. Также производитель может заметить взрывной рост продаж в той или иной стране, через которую осуществляются поставки в РФ, и затормозить их. То есть стран, готовых стать для нас таким хабом, должно быть намного больше, чем одна. В этой связи я бы обратила внимание на ОАЭ, где производителю сложнее спрогнозировать спрос и отследить поставки.